Нальчик

Ваши любимые строки из Пушкина…

6 июня мир отпраздновал День русского языка и день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Мы вспомнили свои любимые строки писателя.

Арсен Булатов, главный редактор газеты «Нальчик»:

— Пушкин велик, потому что иронично и легко, как никто, мог вникать в человеческую суть. Делал это настолько качественно, что до сих пор актуален и ничуть не старомоден. Ну, и знакомые топонимы всегда приятно находить в его стихах.

Уже пустыни сторож вечный,

Стесненный холмами вокруг,

Стоит Бешту остроконечный

И зеленеющий Машук.

Машук, податель струй целебных;

Вокруг ручьев его волшебных

Больных теснится бледный рой;

Кто жертва чести боевой,

Кто почечуя, кто Киприды;

Страдалец мыслит жизни нить

В волнах чудесных укрепить,

Кокетка злых годов обиды

На дне оставить, а старик Помолодеть – хотя на миг.

А еще хороша проза Пушкина, особенно переписка с друзьями и возлюбленными.

Его письма Гончаровой вообще давал бы читать девушкам – актуально, местами жёстко, но всегда справедливо и по существу. И в то же время эти тексты – образец трогательного, нежного и снисходительного отношения к любимой женщине.

«Не только тебе, но и Прасковье Петровне легко за собою приучить бегать холостых шаромыжников; стоит разгласить, что-де я большая охотница. Вот вся тайна кокетства. Было бы корыто, а свиньи будут. К чему тебе принимать мужчин, которые за тобою ухаживают? Не знаешь, на кого нападешь. Прочти басню А. Измайлова о Фоме и Кузьме. Фома накормил Кузьму икрой и селедкой. Кузьма стал просить пить, а Фома не дал. Кузьма и прибил Фому как каналью. Из этого поэт выводит следующее нравоучение: красавицы, не кормите селедкой, если не хотите пить давать; не то можете наскочить на Кузьму».

Хадиджа Кажарова, студентка КБГУ:

— Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Стихотворение «Няне», которое А. С. Пушкин посвятил своей няне Арине Родионовне, вызывает очень тёплые чувства. Когда я читаю эти строки, в моих мыслях возникает образ моей бабушки. Она, конечно, не живет в глуши, но все с таким же трепетом и тоской всегда ждёт меня. Люди, воспитавшие нас и отдавшие нам всю свою любовь и все своё тепло, становятся нам ближе всего. Как для Пушкина самым дорогим человеком была его няня, так и для меня – моя бабушка. Эти строки я могла бы посвятить именно ей, и только ей.

Алёна Мякинина, корреспондент газеты «Нальчик»:

— Поэтические формулы Пушкина настолько совершенны, что стали частью каждодневной жизни. Использовать «дурачина ты, простофиля» в беззлобных семейных спорах. Расстраиваться по любому поводу: «А счастье было так возможно». Или кричать, когда осточертело ишачить: «Хочу быть владычицей морскою!». Или услышать приглашение к обычной пьянке словами классика: «Выпьем с горя, где же кружка». Или подбадривать тяжело или напрасно работающих: «Не пропадет ваш скорбный труд». Обращаться к любимым людям, когда переполняют чувства: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Бормотать, глядя на ценник желанного предмета: «Мечты, мечты, где ваша сладость». Или подтрунивать над влюбленными: «Мы знаем, вечная любовь живёт от силы три недели». Гордиться сантехником, который, ища в подвале причину затопления, с важностью цитирует: «И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг». И мысленно аплодировать искожевскому бродяге, который в два часа ночи, принимая гитару от предыдущего исполнителя, произносит: «Что слава – яркая заплата на ветхом рубище певца». И как-то легче нам становится иногда от осознания того, что «нет правды на земле, но правды нет и выше». А, поднявшись высоко в наши горы, отделившись ото всех, встать над обрывом и думать с переполненным от красоты и величия сердцем: «Кавказ подо мною. Один в вышине стою над снегами у края стремнины». Да, «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», но, наверное, нет в этой стране человека, который хотя бы раз не процитировал Пушкина, даже не зная, что говорит словами великого поэта.

Елена Елоева, индивидуальный предприниматель:

— Конечно же, я люблю Александра Сергеевича.

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Но почему-то вспомнила другое. Когда училась в школе, было у меня два двухтомника: «Друзья Пушкина» и «Жизнь Пушкина». Тогда читалось всё с большим интересом. В книгах были портреты друзей, родственников, женщин, которых он любил. Среди красавиц я увидела портрет Олениной. Было такое сходство с моей подругой! Всё это меня сильно веселило. А тут статья недавно попалась – «Любимые женщины Александра Сергеевича». И среди прочих Екатерина Ушакова — и снова сходство с другой моей подругой.

Виктор Шекемов, спортивный обозреватель газеты «Нальчик»:

— Мне нравятся строчки Пушкина: У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. Уже тогда Александр Сергеевич описал некоторых молодых людей, которые будут жить в двадцать первом веке.

Для справки: выдержки из толкового словаря поэта. Зелёный — молодой, дуб — тупой, златая цепь — без изменений.