Нальчик

Белым по белому

22 июля студенческий театр КБГУ «Занавес» закрыл седьмой театральный сезон спектаклем «Арт» по пьесе французского драматурга Ясмины Реза. Предваряя показ, художественный руководитель и режиссер-постановщик театра Мадина Докшукина вспомнила, как Барасби Карамурзов, тогда ректор университета, закрывал первый сезон и удивлялся, что театр сумел продержаться целый год. Семь сезонов – это уже повод говорить об успешности проекта под названием «Занавес». Тем более, что закрывающий его «Арт» — несомненная удача театра.

Это остроумный разговорный спектакль на трех персонажей. Главные герои – старинные друзья (пятнадцатилетний стаж), для которых яблоком раздора становится современная живопись. Искусство действительно способно заставить переосмыслить многое, но так открыто повлиять на человеческие взаимоотношения оно может только в этом спектакле.

Рассудительный и немного циничный Марк (Сос Айрапетян), эстетствующий и успешный Серж (Марат Гуазов) и добрый неуверенный в себе Иван (Ислам Шхагапсоев) – объёмные яркие образы, динамичные, но в то же время они узнаваемы, словно вобрали в себя черты наших знакомых или даже нас самих.

Фабула такова: Серж покупает картину очень модного и очень дорогого художника Антриоса, которая представляет собой белые полоски на белом фоне (но это не что-то, чего нет, по выражению Сержа).

Двое других не знают, как на такие траты реагировать: Марк импульсивен и бескомпромиссен в споре о современном искусстве, а Иван, напротив, старается примирить всех, для этого вставая на сторону то одного, то другого приятеля.

Заканчивается это все выяснением отношений, которое уводит героев далеко от картины, от Андриоса и от искусства вообще. Главное достоинство пьесы Ясмины Реза и спектакля Мадины Докшукиной – это динамичность и накал страстей, которых дается достичь несмотря на жанровую принадлежность (как уже говорилось выше, это разговорная драма).

Внутренний сюжет очень напряжен – герои не только постоянно перемещаются, но и меняют свою точку зрения, отношения в треугольнике дружбы тоже не статичны: лидерство в каждом из эпизодов остается то за одним, то за другим, то за третьим.

Тем интереснее пытаться во все время спектакля понять, на чьей же стороне откажутся правда и симпатии автора. Но именно к этой пьесе как нельзя лучше подходит выражение «истина посередине» — она здесь находится в недостижимой точке воображаемого центра этого круга отношений, взаимных упреков, разоблачений и привязанностей.

Нарастающее внутреннее напряжение через разговор – это фирменный стиль французского драматурга, которая известна широкой публике как автор пьесы и сценария фильма Романа Полански «Резня» с Кейт Уинслет, Джоди Фостер и Кристофом Вальцом в главных ролях.

Нужно отдать должное актерам театра «Занавес»: их игра не менее захватывающая (даже если в чем-то менее техничная и профессиональная), чем работы европейских мэтров, а азарт, с которым Марат Гуазов, Сос Айрапетян и Ислам Шхагапсоев исполняют своих героев, не может оставить равнодушными ни одного зрителя: спектакль долго не отпускает – его хочется пересматривать снова и снова.

Марина Битокова