В этот сезон отпусков сложно было связаться с Асланом Кашежевым и вернуть его в рабочее состояние. Победитель городского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2022», преподающий физику и астрономию в лицее №2, буквально с моря поделился своей фантазией об образовании. Каким оно будет через сто лет?
– Итак, 2122-й год. Никуда не деться от информационных технологий. Понятие «учитель-человек» уже исчезло. Не потому, что через сто лет нет людей, и в мире только роботы, а потому что к каждому ученику будет приставлен, по желанию или по требованию, некий «учитель», который на основе искусственного интеллекта будет подстраиваться под конкретного «пользователя», находить ресурсы именно под текущий момент и проверять знания абсолютно, то есть пока не ответишь полностью.
Ученикам же будет предоставлен некий интерфейс, «встроенный» прямо в человека. В этом будет прямая необходимость, поскольку плотность информации, которую нужно знать, будет все время возрастать.
Двенадцатилетние будут знать всё, что сейчас знают 20-летние. Кроме того, вся планета опутана спутниковыми сетями, и недоступность информации будет искоренена. В точных науках будут совершены новые открытия в области фундаментальной физики, химии, биологии, инженерии. Многие проблемы медицины уйдут в небытие. Любой землянин будет интегрирован в цифровое общество.
ЧЕМУ ЖЕ ТОГДА УЧИТЬ?
На первый план выйдут проблемы гуманизма и экологии. Кстати, определенная доля учеников уже перестанет быть землянами, вот им придётся учиться по старинке: география и биоразнообразие новых миров, история – все это будет зарождаться «с нуля», — Луна, Марс и так далее. Так получается, мы – динозавры? Учитель вымрет? В каком-то смысле да. Но это естественный процесс. Ведь «раб, ведущий ребенка за руку» – педагог – тоже ушедшая профессия. Но никогда у человека не исчезнет любопытство, желание узнать что-то новое, найти ответы на свои вопросы. Вот тут и будут учителя. Не роботы, а именно люди, которые будут помогать, подсказывать и показывать на дверь, в которую ученики будут решать сами: входить или нет.