Нальчик

Поторопиться увидеть воочию

В Национальном музее открылась выставка местного отделения Союза художников РФ, приуроченная к 100-летию государственности Кабардино-Балкарии.

Юбилейные торжества всегда самые щедрые и зрелищные. И если в данной ситуации хоть сколько-нибудь уместны гастрономические метафоры, то экспозиция к 100-летию подобна пиру сказочных богов. По разнообразию меню, тонкости и сложности соусов, ясности вкуса мяса и хлеба, желанию мастеров поразить и влюбить в свои творения это пиршество может стать лучшим за вековую историю. Экспозиция включила в себя более 100-ти работ около 70-ти мастеров.

Вернисаж подобен полноводной реке, где каждый её приток сам по себе прекрасен и своеобразен. Но когда все они сливаются в мощные поток, нет никакой возможности устоять перед этой мощью.

Союз художников продемонстрировал, что изобразительное искусство в Кабардино-Балкарии – та область жизни республики, которой можно гордиться и восхищаться без натяжек. Председатель республиканского отделения Союза художников Жанна Канукова рассказала, что к выставке готовились долго и тщательно.

Решение по каждой работе принимал выставком из авторитетнейших представителей изобразительного искусства республики. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное творчество в самых разных жанрах и стилях. У экспозиции не было прямой задачи отразить исторические вехи, продемонстрировать красоты природы или богатство культуры народов республики. Единственной мерой и критерием при отборе был талант автора, неоспоримые художественные достоинства экспоната.

Выставка будет работать всего неделю, до 29 августа. Ещё один важный повод поторопиться увидеть это роскошество воочию. Нальчикские фантасмагории Владимира Марченко с накрученной до максимума яркостью и, напротив, не такой очевидной иронией. Пронизанную геометрическим эротизмом скульптурную модификацию на тему дуализма «Мужчина и женщина» Арсена Гушапша.

Кинотеатр «Победа» Ауеса Дзагалова, написанный с уже несуществующей локации. Завитки кованого козырька старого домика, коробка кинотеатра со стойкими танцорами – то, что уцелело. То, что видело эту арбу с мешками, этого аробщика, кур, пса, женщину, разукрашенных светотенью погожего дня.

Филигранную технику Асият Абаевой, по чьим работам можно изучать законы оптики. И абсолютно бесстрашную юную Марию Кармокову, чьё максимально сказочное серо-зеленое древо так и манило зрителей приглядеться поближе.

Увидеть глазами Аслана Джавадова красоту цвета почвы, вил, глиняного кувшина, стога сена, практически идентичных цвету кожи косаря в таком празднично-светлом, хоть и повседневном, — красоту приземистого мужчины и красоту родной земли в полотне «Жизнь ГъащIэ». И созданный из канцелярских скоб разной степени коррозии металла «Ментальный сон» Керима Аккизова, пригвождающий тебя к знанию о том, что их количество равно числу погибших при депортации балкарцев… И деревянную скульптуру Светланы Мамоновой – словно заблудившуюся во времени бабульку, закрывающую лицо то ли от солнца в её собственном сюжете, то ли от бесконечных вспышек камер открытия экспозиции.

Герман Паштов, Руслан Цримов, Мухадин Кишев, Андрей Колкутин, Хамзат Бачиев, Заурбек Бгажноков, Анатолий Жилов, Лиуан Ахматов, Александр Янин, Имара Аккизова… Одно только перечисление имён уже рождает предвосхищение чего-то уникального, чем по сути и является выставка, приуроченная к 100-летию государственности Кабардино-Балкарии.

Алёна Мякинина