Нальчик

И физик и лирик

Герой этой статьи – частый гость СМИ. Он охотно даёт интервью, рассказывая о себе и своей семье. Он умеет и любит говорить долго и интересно и представляет себя лектором широкой аудитории, несмотря на то, что сфера его профессиональной деятельности далека от слов и ближе к действиям.

Он обладатель двух красных дипломов КБГУ – ФРГФ и физического факультета, вольнослушатель Кембриджа, кандидат наук и без пяти минут доктор. Он фронтмен в профсоюзных новогодних постановках, играет на фортепиано, преподаёт танцы, выступает в качестве ведущего на школьных и городских мероприятиях, играет в любительских сборных по баскетболу и футболу, ветеран двух танцевальных коллективов.

Он один из немногих, кто работает в школе не по стечению злополучных обстоятельств, а по доброй воле и призванию. Преподаёт в лицее №2 физику и астрономию и признан лучшим учителем республики 2015 и 2022 годов. Кажется, что речь идёт как минимум о двух разных людях, но нет — всё это мирно уживается в одном человеке. На вопрос, не слишком ли много он на себя берёт, Аслан Кашежев отвечает: “Я легко могу усидеть на нескольких стульях. И я это делаю. Кто говорит, что это невозможно, просто не пробовал действовать”. Если бы во вселенной Marvell был человек-амбиция, это был бы он. Ввиду столь бурной творческой и общественной жизни сложно представить, что Аслан в первую очередь учёный, автор множества научных статей и изобретений.

— Аслан, почему при явном интересе к творческим занятиям вы выбрали науку, физику?

— Все физики немного лирики. Многие современники Ричарда Фейнмана знали его как исполнителя на бонго и не подозревали, что он нобелевский лауреат и один из разработчиков атомной бомбы. Для меня никогда не стоял вопрос выбора дела жизни. Я всегда знал, что буду заниматься физикой.

Мои родители — физики. Мама — одна из первых женщин-аспиранток с Северного Кавказа, которая училась в Институте земного магнетизма ионосферы (ИЗМИРАН) в Троицке. Отец тоже занимался научной работой на физическом факультете КБГУ, но позже изменил направление. Наконец, моя старшая сестра — физик. Несмотря на это, родители отговаривали меня поступать на физический факультет, предлагали другие варианты.

Я не классический учёный, который занимается наукой 24/7, и не классический педагог. Стараюсь найти удобный для себя консенсус. И, будучи школьником, интересовался и занимался разными вещами. Я учился в музыкальной школе по классу фортепьяно, и был вариант заниматься этим профессионально, стать пианистом. Такое будущее прочил мне мой педагог, но я не видел себя в чём-то другом, кроме физики.

В университете я активно занимался наукой. На втором курсе опубликовал первую научную статью, на четвёртом — издавался в центральных реферируемых журналах, рекомендуемых ВАК (Высшая аттестационная комиссия). К окончанию аспирантуры вышло около сорока статей в разных журналах, из которых шесть были ваковскими. К слову, для защиты диссертации достаточно трёх.

— Вы отучились в докторантуре. Почему не защитили докторскую?

— Для дальнейших научных изысканий требовалось заняться экспериментальной работой, но оборудование, которое мне нужно — турбомолекулярный насос, вуз предоставить не мог. На данный момент эта часть моей жизни пребывает в “спящем” режиме. Ещё один нюанс — в прошлом году 1 сентября мой научный руководитель профессор Созаев ушёл из жизни.

— Расскажите о своих изобретениях, чем конкретно вы занимались?

— Если просто — изучение свойств металлов и их взаимодействие в определенных условиях — физика конденсированного состояния, которая важна для решения многих проблем. Я разработал и запатентовал припой для лужения плёнки алюминия на кремнии и способ сглаживания поверхности плёнки алюминия на кремниевой подложке. Обе разработки относятся к сфере промышленного производства изделий электронной техники.

— Когда речь заходит о патентах, сразу представляется молодой предприимчивый человек, который, разработав “воротнички” для одноразовых стаканов, стал миллионером. Вы получаете прибыль от своих разработок?

— Вполне возможно, что мои разработки используются в единичных случаях. Но на доход с патентов можно рассчитывать, только если речь идет о промышленном производстве. К примеру, если моя разработка получит патентное преимущество в производстве сотового телефона какой-либо марки, но если речь идёт о нескольких эпизодах применения, то цифры там небольшие.

— Всё, чем вы занимаетесь, предполагает соперничество — будь то наука, преподавательская деятельность, спорт или танцы. Вы считаете себя азартным человеком?

— Скажем так, я готов быть вторым номером, если первый номер такой какой надо. Я умею контролировать свой азарт, так как, будучи также филологом, знаю: азарт — это hazard, что в переводе с английского значит опасность.

— Вы считаете себя талантливым?

— Конечно. Есть две фазы таланта: первая — когда есть способности, человек одарён, вторая фаза — это работа над собой, когда этот талант реализуется. У меня есть талант к освоению языков. Я его реализовал, был штатным переводчиком некоторых мероприятий, перевёл книгу. Талант должен работать на человека. Можно называть это прагматизмом, но нереализованный талант — это как быть просто хорошим человеком, всем нравиться, но пользы никакой.

— Очевидно, что вы стараетесь попробовать всё и преуспеть во многом. Вы расставляете приоритеты? Что важнее?

— Я не расставляю приоритеты, а добавляю их. Сейчас экспериментирую с новым проектом. Если получится, буду известен и за пределами республики. В будущем хочу попробовать свои силы в публичных лекциях, мне всегда нравился этот формат. Вселенная расширяется каждый раз, когда доходишь до какой-то точки, горизонт отдаляется. Чем дальше продвигаешься вперёд, тем интереснее открывается перспектива. На вопрос, хотел бы он вернуться в какой-то момент своей жизни, чтобы что-то исправить, Аслан ответил как настоящий физик. Мол, вселенных много, эта такая какая есть, исправь хоть малость — изменится всё, и это уже будет совсем другая вселенная. В эти дни, в этой вселенной, Аслан борется за звание “Учителя года” РФ в Тюмени и параллельно принимает участие в телевизионном проекте “Россия-1” “Классная тема” в Москве.

Беседовала Таира Мамедова