Нальчик

Продеус «улетел, но обещал вернуться»

Доктор медицинских наук, врачпедиатр, иммунолог-аллерголог, соведущий передачи “Жить здорово” на Первом канале, профессор Андрей Петрович Продеус посетил с рабочим визитом Центр аллергологии и иммунологии в столице КБР. Визит известного врача прошел по инициативе и при поддержке Ассоциации онкологических пациентов “Здравствуй”.

В Нальчике Андрей Петрович принял около 30 пациентов, записавшихся предварительно на приём. Мы решили предоставить нашим читателям возможность получить консультацию прославленного аллерголога и собрали наиболее популярные вопросы.

— Андрей Петрович, это ваш первый визит в Кабардино-Балкарию, какова его цель?

— Последние несколько месяцев я сотрудничаю с руководителем регионального отделения всероссийской Ассоциации онкологических пациентов “Здравствуй” Оксаной Келехсаевой, которая регулярно организует консультации ведущих специалистов онкологов. Мы решили, что будет правильно дополнить онкологическую историю иммунологической и аллергологической. К тому же, как специалист из центрального региона, я интересуюсь работой службы иммунологии и аллергологии на местах. Соответственно, когда появилась возможность приехать и увидеть, как работает Центр аллергологии и иммунологии в КБР, и проконсультировать больных, я, конечно же, согласился. Это важный регион РФ, и необходимо иметь представление о том, что мы можем ждать от него при запуске программы по расширенному неонатальному скринингу (тесты на врожденные заболевания, первичный иммунодефицит, иммунодефицитные состояния), который планируется запустить в 2023 году.

— В обществе аллергиков стало больше или это миф?

— Это абсолютная правда. За последние три поколения количество людей с аллергией увеличилось втрое. Причин несколько. В РФ, как и во всём мире, стали выхаживать детей, которые родились раньше 32 недели, с массой тела менее 500 грамм. Мой личный рекорд — 390 граммов. Маловесные недоношенные дети, которых сейчас около 6-7%, имеют больше шансов развить аллергию, их иммунная система имеет такую тенденцию. Другая проблема — в мире стремительно увеличивается число детей, рождённых путём кесарева сечения. Конечно, бывает, что это необходимость, вызванная состоянием женщины или плода, но часто для этого нет очевидных показаний, кроме желания самой женщины. Основная причина фактора риска в данном случае — формирование иммунного ответа. Иммунный ответ у малыша начинает формироваться сперва внутриутробно, затем большую часть необходимых бактерий он получает, проходя по родовым путям матери. У ребёнка, рождённого путём кесарева сечения, совсем другой микробиотический фон. Следующий фактор риска — отсутствие или недостаточно продолжительный период грудного вскармливания, который в больших городах сократился до четырёх-пяти месяцев. А мы с вами знаем, что материнское молоко необходимо ребёнку хотя бы до восьми месяцев.

 

— Есть ли связь между аллергией и психосоматикой?

— Часть проявлений — да, имеет психосоматический характер. Психоэмоциональными процессами может быть вызван ангионевротический отёк. Он даже в названии имеет невротический компонент. Есть состояния, которые связаны с кожными проявлениями, они так и называются — нейродермиты. Психогенный компонент, действительно, имеет место быть. Забота о психологическом состоянии ребёнка с рецидивирующей крапивницей, к примеру, важна при лечении. В состоянии стресса аллергия имеет шанс развиться до бронхиальной обструкции и вызвать приступы бронхиальной астмы.

 — Некоторые психологи говорят о лечении аллергии посредством гипноза. Возможно ли это?

— Аллергия — это хроническое воспалительное заболевание, и загипнотизировать тучную клетку невозможно. Это шаманство. Все эти психологи — шарлатаны, которые говорят о том, что у ребёнка развилась аллергия на яблоко из-за детской травмы, которую он получил, став свидетелем ссоры родителей в момент, когда ел яблоко. Бред.

 – Чрезмерная стерильность в быту может стать фактором риска в развитии аллергии?

— Скорее да, чем нет. Взаимодействие с микроорганизмами и бактериями важно для установления баланса иммунной системы. Есть проаллергический тип построения иммунной системы, есть противоинфекционный. Если один проседает, то другой, напротив, доминирует. В общем-то, нам нужен и тот, и другой, природа создала систему тучных клеток и иммуноглобулинов не для того, чтобы мы страдали от аллергии. Они нужны нам для борьбы с паразитами, микробами и тяжёлыми инфекциями. Но, к сожалению, у них есть и вот такая, не очень хорошая сторона. Поэтому я за умеренную стерильность и за то, чтобы человек познавал мир.

— Аллергия неизлечима?

— Аллергическое состояние — это предрасположенность организма. Она может реализоваться, а может и нет. Она может быть в долгой ремиссии, под контролем. В настоящее время мы успешно лечим определённые типы аллергии, можем развивать толерантность иммунной системы, нечувствительность к определенным аллергенам. Есть такая технология — аллерген-специфичная иммунотерапия (АСИТ), когда мы, по сути, приучаем организм к тому, что определённый аллерген не враг. Ведь аллергия — это нетипичная реакция на типичный раздражитель. К примеру, если ребёнок-аллергик контактировал с собаками и кошками еще до своего рождения, это может дать ему толерантность к аллергии на животных. Догма и парадигма аллергологии изменилась около десяти лет назад. Раньше пытались бороться с аллергией, исключая аллергены. Сейчас же стало понятно, что исключение аллергенов само по себе вопросов не решает. Организму в определенный период его жизни, так называемые “окна толерантности”, надо уметь правильно показать этот аллерген, чтобы иммунная система его распознала не как раздражителя, а как спокойное вещество, с которым можно жить. Поэтому сейчас наша научная и практическая задача заключается в понимании того, как создать эту иммунологическую толерантность.

 — Расскажите о передовых разработках в области лечения аллергии?

— Мы начали больше понимать патогенез. Сейчас у нас есть и биологическая терапия — это моноклональные антитела, которые выключают определенные звенья воспалительной реакции и прерывают её. У нас есть средства, которые могут стабилизировать клетку, есть препараты, которые влияют на активацию клеток и на продукцию и блокировку пресловутого иммуноглобулина Е. Сейчас появляются препараты из молекулярной аллергологии, когда клеткам показывают этот антиген, и они начинают распознавать толерантно. Появились ингибиторы янус-киназ, которые останавливают процесс активации клеток почти в самом начале. Еще пока не в клинике, а только в эксперименте — аллерговакцины, их действие также заключается в переключении активности иммунной системы с аллергической на спокойную. Очень важно, что сейчас, благодаря тому что препараты нового поколения идут в таблетированной форме, лечение можно проходить дома, не нужно лежать в стационаре, ставить капельницы и прочее. — Спасибо за подробные ответы на вопросы наших читателей.

Последний вопрос от газеты “Нальчик” — как долго вы планируете задержаться в республике и что хотели бы увидеть?

— На самом деле это мой первый визит в Нальчик, Кабардино-Балкарию, и я хотел бы увидеть многое, посетить водопады и горы. Но, к сожалению, у меня есть только один день. Завтра я буду консультировать больных в Северной Осетии, а в понедельник меня уже ждёт моя работа. Профессор Андрей Петрович Продеус остался доволен оказанным ему тёплым приёмом, состоянием и работой Центра аллергологии и иммунологии КБР и выразил надежду, что подобные визиты в республику станут регулярными.

Беседовала Таира Мамедова