Нальчик

Архитектоника Лики Саральп

Студентка 3 курса профиля «Дизайн костюма» Института бизнеса и дизайна в Москве Лика Саральп стала первой на Национальном открытом Чемпионате творческих компетенций ArtMasters-2022 в номинации «Художник по костюмам». Как объясняет официальный сайт чемпионата, «ArtMasters – это масштабные профессиональные соревнования для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов». В этом году участники состязания были объединены темой «Культурный код». Лика была признана лучшей за создание костюма Змеи, перевоплощающейся в кости Коня, из исторической баллады Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Кроме диплома победителя, Лика получила сертификат на швейную машинку Chayka New Wave 999, приглашение на стажировку в Московский музыкальный театр «Геликон-опера» и денежный грант 500 000 руб. на творческий проект. Мы поговорили с Ликой о победе и прочих свершениях.

— В последнее время в стране проходит много конкурсов, так или иначе связанных с различными профессиями. В чём особенность чемпионата ArtMasters? Какие перспективы он открывает для победителей?

— ArtMasters — один из самых масштабных в России чемпионатов по привлечению количества участников и экспертов, охватывает около 20-ти творческих специализаций. Благодаря этому у нас был опыт работы с профессионалами смежных профессий, как это и происходит в большинстве современных проектов: важны междисциплинарность и сама коммуникация. Выбрав финалистов в каждой специальности, нас объединили в коллаборации. Мы как художники по костюму работали с мультимедиа-художниками и художниками по свету. Хотя наша личная работа в итоге состоялась в ещё более узком кругу: мы, художники образа Змеи, единственные создали перформанс без мультимедийных эффектов. Помимо конкурсантов, это большая команда профессионалов, работающих с нами как для финального представления, так и на протяжении создания костюмов. Что тоже является отличительной чертой — впервые я создавала конкурсную работу на глазах у экспертов с нуля и до самого конца. Для этого нам подготовили площадки на базе разных институтов, где мы провели две недели. Конкурс выстроен в формате практически спортивных состязаний, но в творческих компетенциях: так же есть категории юниоров и взрослых, командные и личные соревнования. И награждение проходит по этому же принципу, что придаёт особенную атмосферу.

— По заданию вы должны были создать сценический костюм Змеи/черепа Коня из баллады Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Задача, прямо скажем, не из лёгких, учитывая, какую подготовительную работу в идеале должен проделать художник – нырнуть в исторические источники, соотнести задумку с режиссурой, материальными возможностями и пр. Расскажите, как вам работалось над этим заданием?

— Для меня сформулировать идею было непросто. Всё усложнялось условием трансформации костюма и выдуманными жанрами, в моём случае — рэп-фэнтези. К поставленным задачам я шла от своих интересов в работе с текстилем – архитектоники и трансформации. Впоследствии череп Коня снимался, а детали позвоночника распадались и превращались в змеиное тело. Это стало возможным благодаря контрастному окрашиванию с разных сторон. Конечно, помимо текста произведения, чтобы сформулировать идею, я старалась ознакомиться со всем и всеми, кто уже рефлексировал на тему самой баллады, подобных жанров и образов. Лейтмотивом стала версия Высоцкого о вещем Олеге и слова вступления: «Ну, правда, эту тему уже Пушкин разработал, но я, так сказать, немножко с другой точки зрения…»

— Лика, события только текущего года — участие в fashion-показах ведущих мероприятий страны в области моды, сотрудничество с проектом Front — это будни начинающего столичного дизайнера? Или всё же показатель успеха?

— Эти события происходили в течение двух лет, если учесть и саму работу над изделиями. В случае показов — это возможность, которую предоставляет наш институт. Здесь многое вкладывают наши преподаватели и стилисты, и всё же это общий большой проход для всех отобранных студенческих работ, а не личные показы и преимущественно выпускные коллекции. Хотя мне удалось поучаствовать уже после первого курса. PROfashion masters и другие конкурсы уже зачастую инициатива и работа каждого лично, большая возможность получить опыт. А вот сотрудничество с проектом Front, действительно, было очень важно для меня. Это вылилось и в новый интересный проект, над которым сейчас работаем, и придало большей уверенности.

— Вы автор целой коллекции верхней одежды. Но с проектом Front заключили договор на пальто с элементами национальной стилизации. Расскажите об этом подробнее.

— После финала конкурса коллекций верхней одежды PROfashion masters на мою работу обратили внимание основатели Front — Ольга Михайловская и Евгения Филиппова. Их проект связан с локальной модой, поэтому мои пальто, вдохновлённые башлыком, хорошо вписались в их концепцию и философию. И вот визуальный, стилистический и тактильный отбор пройдены — так мои изделия появились в шоуруме Front.

 — Уже сейчас у вас есть достижения в области дизайнерской одежды и сценического костюма. К чему больше лежит ваша душа?

— Моя мама всегда хотела, чтобы я получила образование именно в создании сценических образов, а вот меня тянуло в моду. Но, получив свой небольшой опыт, я вижу, что работа в театральной сфере может быть намного глубже и интереснее, нежели попытка ухватиться за эфемерные тренды. Но на самом деле интересно и то, и другое. Для меняя не так принципиальна специфика области, в которой нужно сделать работу, если я смогу продолжать исследовать костюм творчески.

— Ваша мама Мадина Саральп – дизайнер и просветитель в сфере национального костюма. Вы с сестрой пошли по её стопам. Очевидно, что вас роднит онтологическое понимание прекрасного. И всё же в чём отличие стиля Лики Саральп от других представительниц этой славной фамилии?

— Не знаю, корректно ли говорить об отличиях стиля, когда он продолжает формироваться для меня. Даже для мамы, несмотря на узнаваемый в уже созданных ею образах почерк, развитие никогда не останавливается. Как технологически, так и стилистически она продолжает смотреть на костюм с новых ракурсов, сейчас у неё очень интересные поиски, планируется новая выставка. Но если говорить об отличиях в целом, мне нравится создавать объёмные формы. У нас был прекрасный предмет «Архитектоника костюма», благодаря которому я теперь могу техники, в которых экспериментально работаю, называть именно этим пафосным термином. И все же хочется создавать не только стилизованные, а фантазийные образы. Часто в адрес своих изделий приходилось слышать характеристики «готические» и «футуристические».

Алёна Мякинина