Нальчик

Кабардинская поэзия звучала в Пушкинских Горах

Преподаватель КБГУ, кандидат филологических наук Марина Битокова уже во второй раз стала участницей Школы критики — проекта, носящего имя литературоведа, писателя Валентина Курбатова. В августе прошлого года Марина Владимировна обучалась тонкостям критики прозы в Ясной поляне. В октябре, пройдя предварительный строгий отбор, отправилась в другую легендарную местность – Пушкинские Горы. Школа критики поэзии была организована совместно с государственным музеем-заповедником А. С. Пушкина «Михайловское» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Анонсируя проект, Владимир Толстой, советник президента России по вопросам культуры и искусства, один из идейных вдохновителей Школы, заметил: «В прошлом году несколько участников первой Школы сетовали, что в программе не предусмотрены критические разборы поэтических текстов. И мы решили, что обязательно проведём отдельную сессию, посвящённую поэзии. Вопрос с местом проведения решился сам собой: если проза в Ясной Поляне, то поэзия, разумеется, в Михайловском и Пушкинских горах!» Марина Битокова поделилась с нами впечатлениями о столь значимом литературном мероприятии.

— Часто повторяю, что в современной действительности писатели, в особенности поэты, относятся к краснокнижным видам творческой интеллигенции. Следуя этой логике, критики и вовсе криптиды – мифологические существа, существование которых возможно, но не доказано.

— Действительно, критиков, работающих с поэзией, сегодня катастрофически мало. Именно поэтому данному направлению была посвящена целая Школа. Руководит проектом праправнучка Льва Николаевича Анастасия Толстая. Активно участвует во всех мероприятиях Владимир Ильич Толстой, президент литературной премии Ясная поляна, советник президента Владимира Путина. Пожалуй, это лучшие мероприятия в стране, связанные с литературой. Организаторам удаётся создать замечательную атмосферу: одновременно дружескую и рабочую. Приглашаются именитые мастера и лекторы, способные дать очень много участникам Школы, поделиться опытом. У нас была невероятно интересная и насыщенная четырёхдневная программа, буквально не оставляющая свободного времени. Но в этом и вся прелесть — мы получили огромное количество информации на лекциях и семинарах, подробно разбирались наши заявочные тексты о пушкинских небольшой заметке о критике и стихотворении «Румяный критик мой…»

— Раскройте пару секретов внутренней кухни Школы критики.

— Всех участников распределили по трём семинарам. Один из них вели Евгений Абдуллаев и Борис Кутенков, второй – Елена Погорелая и Владимир Козлов. Третий, в котором участвовала я, – Павел Крючков и Дмитрий Бак. У нас было, пожалуй, самое интересное задание – рассмотреть предложенные подборки стихотворных текстов журналов Новый мир, Аполлон, Современник (пушкинский) и проследить эволюцию такого жанра, как стихотворная подборка. Сами наши мастера признались, что до сих пор никто не делал подобной работы. Это был весьма сложный и полезный семинар. Работали почти четыре часа, но никто не хотел расходиться, ведь мы так и не добрались до секрета подборки как формы представления поэтов в литературном журнале. В этой связи предстоит ещё сделать выводы.

— Как вам Михайловское? Удалось увидеть «в багрец и в золото одетые леса»?

— Нам повезло оказаться в Пушкинских Горах осенью. Сочетание пушкинских мест и его любимого времени года очень помогало проникнуться духом поэзии. Природа там невероятной красоты. Казалось бы, человека с Северного Кавказа сложно удивить красивыми пейзажами, но это произошло. Буйство красок и спокойствие реки, которая разливается как море. Понимаешь, что это совсем другая красота, и пушкинские стихи могли создаваться именно в этой атмосфере. Кроме того, в полутора километрах от нашей гостиницы находится домик, где жил Серей Довлатов в то лето, когда как раз работал в Пушкинском заповеднике, что очень хорошо описано в его одноимённой книге. Это такой большой музей, очень домашний и приятный, где Довлатов снимал одну комнату. Когда мы уходили из этого музея, на пороге сидел пожилой мужчина. И оказалось – поклонники довлатовской прозы меня поймут – это тот самый Толик, персонаж Заповедника. Он всё ещё жив и всё ещё иногда приходит к дому Довлатова, радуя туристов. Имена сразу двух великих русских писателей связаны с этим местом. Порой складывалось ощущение, что попал во 2-ю или 3-ю главу «Онегина». И спустя мгновение ты в «Заповеднике» Довлатова — и это не менее увлекательный сюжет. Огромная благодарность семейству Толстых, которые организуют эту Школу уже в третий раз, всем преподавателям, заставившим нас по-новому взглянуть на знакомые вещи или увидеть незнакомые.

— Литература Кабардино-Балкарии нуждается в грамотном неравнодушном критике не меньше, чем в читателе. Достанется ли местным авторам от щедрот толстовской Школы критики?

— Уже досталось. И это только начало. В один из вечеров Евгений Абдуллаев собрал всех мастеров и участников в уютной обстановке почитать любимые стихи. И я прочла поэзию Заура Налоева и Алима Кешокова. Сама не ожидала, что это вызовет такую искреннюю реакцию всех присутствующих. Они вслушивались в каждое слово! Бак отметил, что такой фонетической структуры он ещё никогда не слышал. Евгений Абдуллаев, который сам родом из Ташкента, много пишет о русской литературе, с большим интересом отнесся к кабардинской. Самое главное, мне показалось, что я тоже внесла какой-то вклад, чтобы расширить поэтическую вселенную, о которой мы говорили на протяжении всех этих дней. Сразу несколько изданий попросили сделать какие-то обзорные вещи по адыгской поэзии. Не буду называть, какие, потому что пока нахожусь в процессе. Для меня очень ценным было то, что без столичного снобизма к кабардинской поэзии прислушались и заинтересовались. И интерес этот не на минуты, пока звучит стихотворение, а будет иметь, надеюсь, пролонгированное действие.

Алёна Мякинина