Нальчик

Мадина Саральп: в новом русле реки времени

В Петербурге, в Античном зале художественно-промышленной Академии им. Штиглица представлена выставка художника-модельера Мадины Саральп в рамках многолетнего проекта «В реке времени». В экспозиции 40 фотографических постеров и более 15-ти комплектов костюмов в черкесском стиле, созданных в период с 2020 по 2022 годы.

Мероприятие вызвало огромный интерес у петербуржской публики. На открытии присутствовали директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, главный редактор журнала «Звезда» Яков Гордин, председатель законодательного собрания Санкт Петербурга Александр Бельский, директор Русского музея Владимир Гусев, этнограф Владимир Дмитриев и многие другие высокие и авторитетные гости.

В проспекте, изданном для выставки, Мадина Саральп повествует о своём жизненном=творческом путешествии, начиная с четырёхлетнего возраста. Проект, о котором мы говорим сегодня, создавался в последние два года: «2020 г. Пандемия. Время приостановилось и снова пошло в новом русле, меньше суеты…

Перебираю ткани: вот шелка для принцессы Иордании, ткани для сценических образов для «Черкесского круга», крепы для невест, привезённые из разных мест, любимые отрезы суровой бязи, скопившиеся за 20 лет и превратившиеся в раритет, обрезки крашенных вручную хлопковых полотен, как осколки тактильных воспоминаний… Всё это собирается в новую коллекцию. Всё то, что тихо умирало в уголках мастерской без дела, потому что «не доходили руки».

Всё это начинает оживать в руках мастеров, проработавших со мной десять, а то и двадцать лет. Наша работа – наш ковчег, это мир женщин Кавказа, собирающих забытые материи в новые воплощения… 2022 г. Повзрослевшие дочери. У одной за плечами школа маэстро Зайцева, у другой – вступление в Союз дизайнеров Москвы. У них свои «черкесские» отражения в реке времени, свои стартовые победы… Круг замкнулся и вышел на новую спираль развития».

Мадина Саральп не перестаёт удивлять. На протяжении всей своей творческой карьеры она демонстрирует, что одинаково свободно чувствует себя в самых разных, по её же выражению, «текстильных жанрах» – историческом, этнографическом, биографическом, сценическом, стилизованном.

Есть особое эстетское удовольствие в реконструкции, в использовании старинных приспособлений, техник и приёмов. Несомненно, такая работа ценна для погружения в архаичную атмосферу и любопытна как вызов мастеров прошлых лет мастерам сегодняшним, оснащённым современными техническими средствами. И всё же история сохраняет имена авторов, но не реставраторов или даже самых искусных копировальщиков. Мадина Саральп в первую очередь автор. Она давно доказала, что ей подвластна любая старинная техника, а её теоретические познания в области истории костюма, его символики равны знаниям учёного-этнографа. Раритетное фото, сцена, свадебный обряд – три пространства, сформировавшие стереотипное представление о черкесском костюме. Старинный снимок с эстетикой «позы» и фотографической статики. Свадебный ритуал, где поведение невесты строго регламентируется в стоянии и сдерживании эмоций.

Диктат черкесской хореографии, где так важны фиксация торса, плечевого пояса, шеи, головы – табу, закрепившие в общественном сознании образ изваяния. Изваяния бесконечно привлекательного, идеально скользящего по траектории рисунка танца, приводящего в неописуемый восторг публику, и всё же немало заимствующего у скульптуры. Все эти нормы, доведённые до гротескного канона, привели к тому, что черкесский женский костюм выглядел прекрасным, но окаменелым артефактом, выброшенным на берег современности океаном исторических стереотипов. А ведь Нартский эпос, легенды, предания рисуют нам совсем иные женские образы — деятельные, активные, полные жизни и эмоций. Новый поворот в русле многолетнего проекта «В реке времени» словно открывает нам новый культурный пейзаж.

Оказывается, жёсткая структура из стремящихся слиться в области талии вершинами треугольников может ожить. Мадина Саральп вдохнула динамику в забетонированную канонами форму. Она позволила ткани струиться, лететь, спадать фалдами, драпироваться, быть уютно измятой. Женщина не подчинена костюму: он подчеркивает её красоту, но не заточает в рамки условностей.

Героини постеров не безликие модели, не смеющие, по законам подиума, говорить больше, чем продаваемый лук. Они настоящие, живые, улыбчивые, лукавые, задумчивые, нежные, мечтательные, таящие в сердцах свои женские тайны. Сама Мадина Саральп так говорит об этом: «Печатью на лике каждой девушки – её внутренне содержание.

Камера обнаруживает суть «я», прошлое «мы» размыто… Индивидуальность становится проявленной и значимой для каждой из современниц. Одежды здесь играют свой спектакль. За окном новый контекст и другой театр жизни. Каждая из девушек, отыграв свою роль в кадре, уйдёт в рутину ежедневных дел: обуется в привычные кроссовки, сядет за руль автомобиля, возьмёт в руки мобильный телефон, совмещая свои привычные обязанности дочери, сестры, матери с новыми реалиями».

Художественные идеи Мадины Саральп никогда не выглядят провокативными или эпатажными, как бы далеко они ни отходили от общепринятых канонов. Разуться, распустить волосы, лечь в платье, которое привыкли видеть исключительно по оси Y. Не бояться продемонстрировать красоту кроя как продолжение собственной красоты, позволить увидеть нюансы многослойности.

Мы чувствуем, что имеем дело с чем-то новым и вместе с тем знакомым и понятным. Потому что во всём этом сохранено главное — мера, гармония и женственность. Хотя в случае Мадины Саральп эти лексемы скорее тождественны. Силуэт черкесского платья комплиментарен для женщины с любым конституциональным складом, потому что следует сакральным геометрическим канонам объективно прекрасного.

Сила истинной красоты в том, что она далека от вкусовщины. Женщины, независимо от этнической принадлежности, прекрасны в черкесском одеянии. И это неоспоримо, как то, что трава зелёная, а море синее. Складки, швы, строчки, петельки, вышивка, плетение, шнуровка, узелки, многослойность — удивительно, но обилие нюансов не делает костюм загромождённым. Как в живом организме, где максимально сложное устройство работает легко и естественно. Цвета, которые язык не поворачивается охарактеризовать ассоциативными названиями, которыми так изобилует колористический вокабулярий современного дизайнера. Оттенки коллекции словно ещё не получили названия и не вычленяются из общей картины мира как нечто самостоятельное и абстрактное, вне предметов и явлений.

Близкие к ахроматической гамме, больше характеризующиеся как тёмные, светлые, тёплые, свежие, прохладные, лёгкие, плотные. Учёными доказано, что оттенки красного первыми из спектральных цветов получали названия в самых разных языковых картинах мира. И тона бордового, выбранные дизайнером, как осознание первозданной природной красоты. В очередной раз Мадина Саральп представила проект, который будет не только восхищать и воодушевлять, но и вызывать вопросы, заставлять задуматься: «Эта выставка как промежуточное звено, как размышления о мире и глобализации, где сохранить этнический маркер так же сложно, как и оставаться прежним».

Алёна Мякинина