Мало кто знает, что Нальчик является лучшим панорамным горным пунктом не только на Северном Кавказе, и даже не только на Центральном Кавказе, но и в Европе в целом. Это не местечковая гордость, это признано многими иностранными и русскими путешественниками и альпинистами, побывавшими на нашей земле.
Речь идёт о месте, откуда видны сразу две самые популярные вершины Кавказа: Эльбрус и Казбек. Точка эта находится на горе Нартия. Вот строчки из воспоминаний Антонины Пирожковой, спутницы писателя Исаака Бабеля, побывавшего в КабардиноБалкарии в 1936 году: «В конце октября Бетал (Б. Калмыков – главное лицо республики в 20-30 годах прошлого века – авт.) предложил нам поехать в такое – единственное – место, откуда виден весь Кавказский хребет и одновременно две его вершины – Эльбрус и Казбек.
…Мы решили провести на горе Нартух (так трансформировалось название Нартия в воспоминаниях спутницы Бабеля) ночь, увидеть Кавказский хребет на рассвете и на другой день к вечеру возвратиться в Нальчик. Никогда раньше не видела я альпийских лугов: высоко над уровнем моря на чуть холмистой местности расстилался зелёный ковёр с цветами и стояли стога свежего сена. Было очень жарко. Невозможно было себе представить, что в Москве в это время деревья стоят голые и льет холодный дождь.
…Наконец из предрассветной мглы начали выступать горы; сумрачные, тёмно-синие и фиолетовые, они вдруг окрашивались в отдельных местах в розовый цвет, словно кто-то их зажигал. И вот всё вспыхнуло в разнообразных переливах красок – взошло солнце. Весь Кавказский хребет был перед нами. Слева – Казбек, справа – Эльбрус, между ними – цепь горных вершин». Это действительно непередаваемое зрелище: два стража Кавказа глядят друг на друга.
Сверкающие и чистые, одухотворенные и волшебные; манящие, воспетые поэтами. И сами собой вспоминаются и звучат строчки, пронзившие время. О вершинах и рождаемых ими чувствах. Лермонтовские — из поэмы «Валерик»:
«А там вдали грядой нестройной, / Но вечно гордой и спокойной, / тянулись горы — и Казбек / Сверкал главой остроконечной. / И с грустью тайной и сердечной / Я думал: жалкий человек. / Чего он хочет!.. небо ясно, / Под небом места много всем, / Но беспрестанно и напрасно / Один враждует он – зачем?»
И менее известные, но такие же проникновенные:
«Твоя таинственная тень / Встаёт пред нами в ясный день / Над синей цепью гор, / Сияя в дали голубой / Своей вершиною двойной, / Как царственный шатёр. / Она зовёт, она манит / Туда, где вечный снег лежит / И царство ледников. / Где тучи спят глубоким сном, / Орлы парят своим крылом / Над морем облаков… / Но вот тусклее стала даль, / Тумана нежная вуаль / Покрыла небосклон, / И скрылись бледные черты, / Как грёза светлая мечты, / Как сладкий сердца сон…»
Автор последнего стихотворения (оно называется «Эльбрус») Иван Понятовский (1859-1920), творивший под псевдонимом Делавар. А вот что об этом самом месте, с которого открывается великолепный вид на три основных ответвления Главного Кавказского хребта
– Скалистый, Боковой и Главный — писал известный натуралист Георгий Подъяпольский: «С запада взору представляется: Кара-Кая и Ак-Кая – на Скалистом хребте (он ближе всех); затем снежная гора Гестола – на Главном хребте (самом дальнем); в центре всей панорамы – ДыхТау и Коштан-Тау. Последняя выглядит, как сахарная пирамида. Эти горы и ряд вершин между ними расположены на Боковом хребте, который ближе Главного и выше. Левее, на Скалистом хребте, выступают желтоватые вершины Суук-Кая и Ит-Кая. И снова – Боковой хребет, и на нём грандиозные, со многими вершинами горы – Гюльчи и Суган, а дальше Казбек, который в хорошую погоду отсюда тоже бывает виден, он и завершает всю горную панораму, видимую из Нальчика.
Протяжённость её – 150 километров, а расстояние от наблюдателя: Скалистый хребет – 35– 40 километров, Боковой – 80, Главный – 100 км. Высота вершин на Скалистом превышает 3000 метров, на Боковом – 5000, на главном – около 5000 метров».
Гора Нартия находится примерно в пяти километрах от Нальчика; она напоминает пирамиду и видна из города. Раньше к ней по гребню горы Кизиловка вела тропинка. Нальчикские школьники сюда регулярно совершали походы одного дня. Впоследствии про это уникальное место просто-напросто забыли. Тропа заросла, кое-где обрушилась, но восстановить её – расчистить, маркировать, более того, благоустроить, выделив места для кратковременного отдыха, разбить смотровую площадку, повесить баннер с фотографией Главного Кавказского хребта и названием основных его вершин – не требует особых затрат. Нет сомнения, что такой маршрут стал бы одним из самых популярных для гостей Нальчика, прибавил бы ему туристической привлекательности.
Виктор Котляров