В минувшую субботу одну из сцен Театра юного зрителя заняли моноспектаклем для взрослых «Маргарита». В постановке Армана Хачатряна по мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» главную единственную роль сыграла Василиса Теплякова.
Моноспектакль протяжённостью час и десять минут держит в напряжении. Маргарита в джинсовых шортах (не отсылка ли к Гамлету в джинсах, особенно если в спектакле звучит Высоцкий и стоит вопрос — быть или не быть без Мастера?). Шорты эти поверх фиолетовых колготок, образ дополняют светлая водолазка (позже накинет белое платье) и разнопарая обувь. Разнопарость обуви – это скорее отражение множества бинарных оппозиций в романе Булгакова, которую так любят разбирать литературоведы:
Маргарита живёт в особняке – мастер в подвальчике, роман начинается с описания заката — заканчивается описанием рассвета и так далее и так далее… У Маргариты в гриме отражена и «разноглазость» Воланда: один глаз накрашен, другой – нет. В постановке Хачатряна она на грани нервного срыва, если это уже не срыв. Ходит, ползает, лежит, бьёт и топчет сцену, подбегает к стенам и отталкивается от них. Всё это сливается в один «полёт». Действо актриса осиливает (по задумке) с большим трудом. Так и написано на афише спектакля – «преодолевает полёт Василиса Теплякова». И вполне естественно, что основным звуковым оформлением служит одышка, нехватка воздуха, выдаваемая с усиленным эффектом самой актрисой. Спектакль в духе экспериментального театра.
Есть попытка стереть грани между временами (эпохами) и пространствами – театральной и реальной. Всё здесь на одном уровне — зал без подмостков. Маргарита подносит зеркало к лицам зрителей и произносит булгаковский текст: «И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!».
Мотив зеркала и зеркальность как литературный приём, использованный Булгаковым, превращается в приём режиссёрский. Маргарита лежит под тяжестью этого, отражающего мир, зеркала на театральном полу и ищет сочувствия: «Кто-нибудь может мне помочь встать?» Зритель решается помочь лишь при повторе вопроса. Впрочем, это протягивание руки не разрушает созданную игрой актрисы атмосферу отсутствия сочувствия. И совершенной импровизацией звучит вопрос Маргариты, уже равной играющей её Василисе Тепляковой, «А на что мы будем жить?»
Вопрос этот обращён к режиссёру-супругу, сидящему в первом зрительском ряду. «А НА ЧТО МЫ БУДЕМ ЖИТЬ?! Ты же за живой театр! Вот я импровизирую и, возможно, унижаюсь. Ответь мне, на что мы будем жить?», – нагнетает обстановку, отходя от текста классика, она. И это выглядит как реальное выяснение отношений между супругами.
Режиссёр просит актрису доиграть спектакль, а потом уже решить проблему. Но Маргарита настойчиво ждёт ответа. И тут из зрительного зала звучит смущённый женский голос: «На что бог пошлёт». После чего актриса выставляет ботинки как шапку попрошайки. Решили ли вопрос положенные туда зрителями купюры? Вряд ли. Скорее создали иллюзию вовлечённости одного человека в проблемы другого. И после завершения спектакля как его продолжение звучал текст рекламы о «лучшем средстве от спазма и боли», доносившийся из технического помещения театра. Не был ли этот спектакль поиском того самого средства – от боли и спазма?
МОНОЛОГ НА ФОНЕ ОТЦА
Интересная сама по себе, москвичка Василиса Теплякова нальчанам интересна ещё одним фактом своей биографии — она дочь Валентина Теплякова*, детская фотография которого стала частью сценографии моноспектакля: «Мы нашли этот портрет отца уже здесь, у дяди. И, конечно, режиссёру показалось важным поставить его на сцену именно на этой земле.
Работа над спектаклем началась как раз в тот период, когда ушёл Валентин Тепляков, а вместе с ним – часть моей души. И Арман, работая со мной, помогал справиться с этим событием и осознать, что никто никуда не уходил, что он всегда с нами. Конечно, годы, прожитые в Нальчике, – это яркая и важная глава в жизни моего отца.
Думаю, он сам был такой же важной главой в истории культуры, в частности, театра Нальчика. Сама не была здесь 20 лет. Но до этого на протяжении 10 лет часто бывала летом, и много детских воспоминаний у меня связано с этим городом. Нынешний приезд творческий. Мы не предсказываем какой-либо конкретной реакции публики на нашу «Маргариту». Реакция, как и сам спектакль, – дело живое, непредсказуемое. Любое мнение, любой комментарий важен для нас.
Нам этим вечером показалось, что зритель не остался равнодушным, а это самое главное.
До этого играли в Пятигорске. Поскольку Нальчик рядом, то нам показалось важным заехать сюда. Так как наше путешествие творческое, мы не ставим себе рамок, где и сколько будем находиться, всё зависит от предложений». А в Нальчике пока есть предложение – повторить. Очередной показ моноспектакля «Маргарита» состоится 3 февраля в Арт-центре Мадины Саральп в 18:30.
Марьяна Кочесокова
* Валентин Тепляков (1951-2020) – театральный режиссёр и педагог, декан актёрского факультета ГИТИСа (1991—2010).
В 1974 году создал Молодёжный театр-студию на базе Кабардино-Балкарского государственного университета, которой руководил до 1985 года. Выпускниками этой студии стали Аскер Налоев, Светлана Бульдяева, Ирина Недова, Валентина Соседенко, Гусман Мидов, Татьяна Лычина, Хасанби Курманов, Ирина Кузнецова, Мустафа Курашинов, Заур Кячев, Зариф Бапинаев, Олег Гусейнов, Анатолий Мамбетов, Роберт Саральп, Галина Сапрыкина и др.