Нальчик

«Дети капитана Гранта» могли погибнуть в Чегемском ущелье

Красота природы Кабардино-Балкарии давно привлекает к себе не только многочисленных туристов, горнолыжников, альпинистов, но и кинематографистов. Список фильмов, полностью или частично снимавшихся в Кабардино-Балкарии, довольно внушительный. Среди них довольно известные картины, такие как «Герой нашего времени», «Вертикаль», «Земля Санникова» (о съёмках фрагментов этого фильма на озере Шадхурей рассказывала наша газета), «Завтрак с видом на Эльбрус», «Война». Какие-то подзабытые ныне фильмы также снимались у нас. Зря подзабытые, кстати. Некоторые из них с удовольствием можно посмотреть и сейчас. Конечно же, часто был востребован именно ландшафт, если по сюжету того или иного фильма действие происходило в горах.

Недавно автор этих строк совершенно случайно узнал, что ещё до Великой Отечественной войны, в 1936 году, в Кабардино-Балкарии, а именно в Чегемском ущелье,снимались эпизоды знаменитого фильма «Дети капитана Гранта». Да, да, того самого, песни из которого мы знаем с детства. «А ну-ка песню нам пропой весёлый ветер, весёлый ветер…», «Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка — это флаг корабля!..» Интересно, что ни в одном из официальных и неофициальных списков фильмов, снимавшихся в КБР, «Дети капитана Гранта» не фигурируют.

Что ж, будем восполнять этот пробел! Фильм «Дети капитана Гранта» по одноимённому роману Жюля Верна снимал режиссёр Владимир Вайншток. Этот фильм стал одной из первых самостоятельных работ режиссёра и принёс ему оглушительный успех. Через год такой же успех повторила поставленная Вайнштоком картина «Остров сокровищ». В 1941 году режиссёра назначили замдиректора киностудии «Мосфильм». Но после войны он попал под кампанию борьбы с космополитизмом, и его уволили. Вайншток взял псевдоним Владимиров, чтобы иметь возможность писать сценарии и зарабатывать хоть какие-то деньги. В режиссуру Вайншток вернулся только в 70-е годы, снял популярные фильмы «Всадник без головы» (1973) и «Вооружён и очень опасен» (1977). До конца своих дней (его не стало в 1978 году) режиссёр любил приключенческое кино.

В кинолентах Вайнштока снимались многие популярные советские артисты. В фильме «Дети капитана Гранта» режиссёру удалось собрать прекрасный актёрский состав. Лорда Гленарвана сыграл Николай Витовтов, который начинал карьеру ещё в немом кино. Его жену Элен сыграла Мария Стрелкова, которую зрители полюбили по яркой роли Елены в картине «Весёлые ребята» (1934). Дебютировал в фильме Михаил Романов (капитан Джон Мангльс); юный Яков Сегель, впоследствии известный режиссёр, снимался в роли Роберта Гранта. Тогда ещё молодой Николай Черкасов создал колоритный образ чудаковатого профессора-географа Жака Паганеля. Так смешна и забавна внешность этого чудакафранцуза, что зритель смеётся при первом же его появлении на экране. Но Паганель Черкасова вызывает не только смех, но и искреннюю симпатию. Он смел и отважен, добр и отзывчив. Роль капитана Гранта исполнил актёр Юрий Юрьев – народный артист СССР и лауреат Сталинской премии.

Интересна история, связанная с исполнителем роли Роберта Гранта – Яковом Сегелем. Тринадцатилетний Яша Сегель не умел ездить верхом и абсолютно не умел плавать, но он никому об этом не сказал и дал себе слово, что до начала съёмок научится и тому, и другому. Единственный человек, которому Яша признался в обмане, был Александр Птушко, занимавшимся макетными съёмками. Ранее Птушко служил в Первой конной армии, он пообещал научить мальчика верховой езде. Этой же ночью Птушко привёл двух осёдланных лошадей, и к утру Яша скакал, как заправский наездник. Оставалось научиться плавать. А уже утром были назначены съёмки сцены в море. Яша не спал всю ночь, не зная, как ему быть.

Утром, когда актёров привезли к высокому берегу моря, у него просто душа ушла в пятки. Но тут режиссёр крикнул: «Роберт, прыгай!» Не помня себя, Сегель прыгнул. «Как только я оказался в воде, мои руки и ноги сами заработали, как бешеные. Я понял, что плыву», — вспоминал позднее Яков Сегель. А ничего не подозревающий режиссёр осыпал комплиментами юного актёра, восхищаясь, что тот плавает, как рыба. В 18 лет Яков Сегель ушёл на фронт, прошёл всю войну, имел боевые награды. После войны окончил ВГИК и стал известным режиссёром. Яков Александрович Сегель (1923-1995) – создатель таких известных фильмов, как «Дом, в котором я живу», «Прощайте, голуби!».

Первое в мире социалистическое государство не признавали в то время многие страны мира. И советские люди фактически жили за «железным занавесом». А тут снимается фильм, герои которого совершают, по сути, кругосветное путешествие. Выезд на съёмки за границу тогда был невозможен, американскую и австралийскую экзотику нашли в Ялте и в горах Кавказа. Так покорение Анд снимали на Алибекском леднике Домбая. А в Чегемском ущелье возле горы Тихтенген снимался эпизод с подвесным мостом в Австралии, который злодей Айртон поджигал, убегая от преследователей. Альпинисты строили мост целую неделю. Но он рухнул в пропасть до начала съёмок. Пришлось возводить его вновь.

Представляете себе, какую потерю мог понести советский кинематограф, если бы первоначальный мост простоял до начала съёмок эпизода?! «Все средства передвижения были нами использованы, — рассказывал Вайншток после завершения фильма «Детей капитана Гранта». — Двести километров пешком в высокогорных условиях, три тысячи восемьсот километров на автомобилях, поездом, под парусами, на аэроплане, а всего четырнадцать тысяч триста километров проделано нашей группой в южной экспедиции. Чегемское ущелье, водопады Твиберского перевала, вершины Тихтенгена, склоны Башиля, теснина Суазсу — вот наши советские места, заменявшие Кордильеры.

На высоте трёх с лишним тысяч метров над уровнем моря был разбит наш палаточный городок, из которого каждое утро с восходом солнца мы уходили на съёмку…» Приходилось идти и на небольшие хитрости. В США, с которыми у СССР тогда были дипломатические отношения, едет в служебную командировку оператор «Мосфильма» В. Нильсен. Об этом случайно узнаёт Владимир Вайншток. В результате в фильм «Дети капитана Гранта» вошли кадры, снятые просто-напросто на местах «действительных» событий — в Америке. Так что страусы, бизоны, антилопы – вполне себе настоящие! Макетными съёмками – типа кораблекрушения и извержения вулкана – заведовал тот самый Александр Птушко, научивший Яшу Сегеля скакать на лошади. А консультантом фильма была такая авторитетная организация, как Этнографический музей Академии наук СССР. И недаром о «Детях капитана Гранта» было написано: «С экрана подуло свежим морским ветерком».

Это не просто удачный литературный образ рецензента, это подтверждение подлинности и естественности картины. Музыку к картине «Дети капитана Гранта» писал Исаак Дунаевский — композитор, с именем которого связан успех многих советских фильмов. Он стал полноправным соавтором режиссёра. Увертюра, песня о весёлом ветре, песня о капитане — это уже классика не только кинематографа, но и советской музыки. Фильм «Дети капитана Гранта» демонстрировался не только в СССР, но и за границей и имел большой успех.

В 1936 году в Шанхае его посмотрел Олег Лундстрем, руководитель молодого джаз-оркестра. Мелодии из фильма он включил в репертуар коллектива. И сейчас нет-нет да и покажут «Дети капитана Гранта» по телевидению. И снова «Дункан» бороздит моря и океаны в поисках капитана Гранта, снова Паганель поёт песенку об отважном капитане, а весёлый ветер зовёт отчаянных и смелых путешественников к достижению поставленной цели.

Олег Лубан

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ, СНИМАВШИЕСЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

1.«Дети капитана Гранта» (1936); режиссёр Владимир Вайншток.

2.«Шарф любимой» (1955); реж. Евгений Иванов-Барков.

3. «Герой нашего времени. Бэла» (1966), реж. Станислав Ростоцкий.

4. «Вертикаль» (1967), фильм Станислава Говорухина и Бориса Дурова.

5. «Его звали Роберт» (1967); реж. Илья Ольшвангер

6. «Земля Санникова» (1973); реж. Альберт Мкртчян и Леонид Попов.

7. «Всадник с молнией в руке» (1975); реж. Хасан Хажкасимов.

8. «Миг удачи» (1977); реж. Всеволод Плоткин.

9. «Лакумы по-чегемски» (1977); реж. Рафаэль Гаспарянц.

10. «По следам Карабаира» (1979); реж. Рафаэль Гаспарянц.

11. «Кольцо старого шейха» (1980); реж. Рафаэль Гаспарянц.

12. «Медный ангел» (1984); реж. Вениамин Дорман.

13. «Парашютисты» (1984); реж. Юрий Иванчук.

14. «Под знаком однорогой коровы (1986); реж. Хасан Хажкасимов.

15. «Раненые камни» (1987); реж. Николай Засеев-Руденко.

16. «Завтрак с видом на Эльбрус» (1991); реж. Николай Малецкий.

17. «Дорога на край жизни» (1995); реж. Рубен Мурадян. 18. «Война» (2002); реж. Алексей Балабанов.