Нальчик

Человек. Звучит странно

13 февраля в Кабардинском театре состоялась премьера спектакля «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Джона Патрика в постановке Романа Дабагова.

В чём странность миссис Сэвидж? В бескорыстности и способности сочувствовать другим. Она – наследница многомиллионного состояния. Хочет создать «фонд счастья», который оказывал бы материальную помощь людям в осуществлении их сокровенных желаний. Только подобную затею её дети находят не просто странным, но и безумным. Потому помещают её в пансионат для душевнобольных «Тихая обитель».

Миссис Сэвидж (заслуженная артистка РФ Куна Жакамухова) выходит на сцену эффектно. Нет ожидаемых (читавшими текст) сильно подкрашенных синькой волос, которые подходили бы по цвету выделенной ей голубой комнате. Но если учесть, что кабардинское слово «щхъуант1э» переводится и как «голубой», и как «зелёный», то её изумрудного цвета костюм как раз к месту. Нет и крикливой шляпки с петушиными перьями – вместо неё широкополая с лентой. Сценическая Сэвидж скорее элегантна, а не экстраординарна. Такой образ делает её более трезвой и менее «сумасшедшей». И не сводит «странность» героини к её внешнему виду.

Это подводит как раз к тому, что в постановке Дабагова выдерживается авторская установка Джона Патрика: «Чрезмерный нажим там, где этого не требуется, нарушит цельность и тонкий смысл, и комедия приобретёт черты дурного вкуса или же лишится этого своего смысла». Каждый больной в пансионате с чувством собственного достоинства и со своими заблуждениями. Эти заблуждения вызывают не насмешку, а сочувствие. Эти «приятные люди» делают спектакль лиричным, что поддерживается и звучащей в ней музыкой (Деспла, Дадли, Шопен).

Её подбирал композитор Артур Варквасов, который не согласен с подачей пьесы «Странная миссис Сэвидж» как комедии положений. «Трактовка Дабагова мне близка, – говорит он. – Именно в таком ключе хотелось увидеть этих героев. Мне было понятно, в каком направлении искать музыку». В спектакле нет экспериментов, спецэффектов, сценографических изысков (художник-постановщик – Борис Голодницкий). Уют и спокойствие «Тихой обители» нарушают только дети миссис Сэвидж. Их истеричные выходы и выходки и есть «спецэффект». Они-то подчёркнуто комичны.

Их мир за стенами сумасшедшего дома оказывается более безумен, менее человечен. Там, где «человека можно заменить счётной машиной», дети миссис Сэвидж готовы на всё, чтобы заполучить её деньги. По крайней мере — рыться в брюхе ихтиозавра, раскопать оранжерею Президента, разобрать камин. Но тщетно. Они не побеждают, не одерживают верх. Но миссис Сэвидж, одинокая в начале, остаётся одинокой и в конце. Хэппи-эндом это не назовёшь.

Марьяна Кочесокова