Нальчик

Судью на… юмор

Часто ли вы встречаете в жизни спортивных судей? А футбольных арбитров–стендаперов? Вот и я – нет, потому человека непопулярной профессии, но модного хобби решила без внимания не оставлять.

Руслан Шекемов – помощник рефери на поле и комик на сцене, объясняет своё присутствие в каждой из ипостасей определённого рода наследственностью. «Папа бОльшую часть профессиональной деятельности посвятил футболу, — рассказывает наш герой, — к тому же, с чувством юмора у него абсолютный порядок. Наверное, я не совсем случайный человек как в спорте, так и в комедийном жанре?!»

— А в условной пирамиде личных и профессиональных достижений, что окажется на пике – судейство или стендап?

— В данный момент я всё-таки футбольный судья, который увлекается стендапом, да и ещё много чем. Хоть судейство и не является в нашей стране профессией, больше как работа по найму, оплачиваемое хобби тем не менее. Всё в моей жизни крутится вокруг судейства, все планы под него подстроены. Я являюсь ассистентом главного арбитра в ФНЛ – это вторая по значимости футбольная лига России, но не буду скрывать, что стремлюсь продвинуться дальше. Стендап же больше как отдушина. Я получаю невероятное удовольствие как выходя на огромный стадион, например, в Калининграде или Волгограде, так и выступая в камерном помещении какого-нибудь бара для 15-20 человек. Ощущаю мощный прилив адреналина и от принятых во время матча решений, и от зашедшей зрителям шутки. Разумеется, хотелось бы стендап тоже поставить на профессиональные рельсы, но в Нальчике, признаюсь честно, это довольно сложно сделать.

— Ты связал нынешние свои увлечения с некой преемственностью. В частности, благодаря отцу футбол был не столько частью семейного досуга, сколько привычными буднями. Получается, твой не просто любительский интерес, а профессиональная принадлежность к нему были предопределены?

— Я бы не стал на подобном настаивать, скорее даже гарантий, что я пойду по этой дорожке, особых не было, просто всегда присутствовал личный интерес к тому, чем занимается папа. Для меня парадоксом всей жизни останется, почему он не отдал меня на футбол. Я занимался если не всеми видами спорта, то очень многими из них. Борьба, тхэквондо, плавание, регби, даже на танцы ходил, но только не в футбольную секцию. Максимум играл с пацанами во дворе, не более. В девятом классе я начал работать спортивным фотографом. Особенно прокачал свои навыки в этом деле, когда «Спартак-Нальчик» играл в Высшей лиге. В тот период я фотографировал для московских и питерских изданий. Например, в «Чемпионат.com» был штатным фотографом, а в газетах «Спорт-экспресс», «Спорт день за днем» и журнале «Футбол» — фрилансером. Понемногу приобщался к футболу, околачивался на этой кухне, не преследуя цели освоить в этом виде спорта какое-либо другое амплуа. Но однажды поехал фотографировать матч третьей лиги, который проходил в Залукокоаже, и познакомился там с арбитрами. Мы стали беседовать, они очень увлекли меня разговорами о судействе и предложили себя в этом попробовать, разумеется, прежде получив необходимые знания. В итоге ездил на разные сборы, ходил на лёгкую атлетику, изучал правила, а параллельно уже стал потихоньку практиковаться. Сначала судил юношеский чемпионат, затем

— Чемпионат КБР, позже — любительскую лигу. Дальше в 2014 году попал во второй профессиональный дивизион, в 2018 – в первый дивизион, в котором сужу по сей день.

— Твоя профессиональная задача — следить за дисциплиной во время игры как с точки зрения выполнения её правил, так и в отношении поведения игроков. Насколько этот профессиональный навык мешает или помогает тебе в жизни? Можешь ли ты сам назвать себя дисциплинированным человеком?

— Хотелось бы похвастаться в этом смысле, но, к сожалению, а может, и наоборот, я не могу назвать себя очень дисциплинированным человеком. Скорее, это качество проявляется в зависимости от необходимости. То есть там, где нужно, в частности в работе, я всегда собран, организован и ответственен. А в остальном, к примеру, в быту, без риска негативных последствий от моей недисциплинированности, я расслаблен. Одним словом, если есть возможность разбросать носки и не понести за это никакой ответственности, я это сделаю.

— А как насчёт бунтаря? Просто есть ощущение, что “внутренний мятежник” и привёл тебя в стендап — сферу, в которой всегда есть место хулиганству.

— Нее, я точно не бунтарь. Со своим мнением, безусловно, взглядами на те или иные жизненные процессы, с принципиальной позицией в некоторых вопросах, но точно не с желанием и целью во всём выражать протест. Скорее, я и в стендап пошёл именно потому, что ко всему в жизни стараюсь относиться спокойно, легко и с юмором. Это умение всегда меня выручает в совершенно любых ситуациях и обстоятельствах.

— Как появилась идея заняться стендапом? Поддался влиянию тренда?

— Впервые о стендапе я услышал приблизительно в 2010 году. Тогда я был очень впечатлён монологом Ричарда Херинга. Меня поразило, что один человек на протяжения полутора часов умеет держать аудиторию, смешить её до слёз, просто что-то рассказывая. Без команды, звуковых перебивок, гримас и кривляния, как это обычно происходило в КВНе, и что очень мне не нравилось. Здесь юморист взял за основу одну тему и в течение продолжительного времени, не сильно от этой темы отдаляясь, вёл монолог, который всех веселил. Мне это запало в душу, но я не особо понимал, как это делать. Однако пробовать пытался, хоть и получалось, мягко скажем, сыро. Сейчас тоже бывает неудачный материал, но важно не останавливаться, практиковать, оттачивать перо. Не всё даётся с первого раза, а в случае со стендапом и у именитых комиков до сих пор случаются фолы, просто зритель этого по телевизору не видит – на монтаже оставляют самые яркие монологи, да и спецэффекты с постановочным смехом никто не отменял.

— Каким было твоё первое выступление перед широкой аудиторией? Помнишь впечатления? О чем был дебютный монолог?

— Моё первое выступление было самым странным, какое только можно себе представить. Это мероприятие называлось «Открытый микрофон» и проходило в одной из кофеен Нальчика, но забавно то, что в этом заведении не было никакого – ни открытого, ни закрытого микрофона. Зрителей было человек 15, не более. Мы стояли практически перед их носами и рассказывали какие-то шутки, которые и так в силу неопытности были в тот период не сильно смешными, но и аудитория была расположена к нам скептически, отчего становилось ещё менее комфортно. Странно, что после такого опыта у меня желание заниматься стендапом не отпало совсем. Монолог тоже получился, как первый блин. Помню, что рассказывал о своём пребывании в Москве и о том, как одна девушка отвесила мне странный комментарий, что с моим акцентом очень хорошо можно было бы продавать бананы на рынке. Было не очень приятно, особенно принимая во внимание тот факт, что сама она была из Казахстана, а я даже не владею ни кабардинским, ни балкарским языками. Это моё выступление, как сейчас помню, было очень несмешным.

— А как оцениваешь качество стендап-комедии в Нальчике сегодня? Насколько перспективны наши комики?

— Бесспорно, в сравнении с той же Северной Осетией по качеству стендапа и количеству представителей этой субкультуры Нальчик существенно проседает. Мы очень часто ездим с выступлениями во Владикавказ и видим эту разницу. Их комьюнити по числу комиков серьёзно превышает сообщество в Нальчике. Мероприятие в формате «Открытого микрофона» давно стало там очень популярной формой досуга, зрителей собирается много, они очень отзывчивы и заинтересованы в том, что ты делаешь. Мне трудно объяснить, что в часе езды от нашего города стендап заходит намного лучше, чем здесь. В Нальчике нас 4-5 активных участников стендап-движения. К великому сожалению, не так давно не стало нашего большого друга – Алима Лукьяева, который был одним из самых популярных, талантливых и перспективных стендаперов в Нальчике. С его уходом, конечно, и настроение в нашей компании поменялось. Но останавливаться нельзя, надо учиться жить дальше, даже с тяжёлыми потерями. Уверен, Алим порадовался бы от души успехам каждого из нас. В настоящее время мы систематически выезжаем на выступления в другие города, постоянно пишем новый материал, обкатываем его, проверяем. Я, например, стараюсь выступать даже в тех городах, где сужу матчи. Надо постоянно оттачивать навык написания шуток, «прощупывать» на публике, насколько ты в этом преуспеваешь, потому что зритель – главный индикатор качества твоего творчества. Не хотел бы рассуждать о перспективах, давать оценки и прогнозы, потому что каждый из ребят интересный, талантливый и реально смешной. Да, в настоящее время всё развивается в стендапе Нальчика медленно, но я предпочитаю думать, что мы медленно запрягаем, но однажды рванём, и нас уже будет не остановить.

— Право комика шутить обо всём — это для тебя бесспорная прерогатива или не всегда допустимая вольность?

— В моём идеальном мире комик может шутить обо всём. Не должно быть запретных тем или шуток, если это не прямое оскорбление или откровенное хамство. Просто всегда ведь можно переключить, заблокировать, отписаться и т.д., если всё услышанное кажется неприемлемым. Но реальность, увы, несовершенна, и сегодня за свой юмор ты рискуешь угодить в тюрьму или на больничную койку, а то и хуже. Поэтому приходится быть максимально осторожным как в выборе тем, так и в стиле их изложения. Я обхожу стороной политику, религию. Это очень «тонкий лёд», выстраивая юмор на котором, ты можешь задеть и обидеть всех и вся.

— А как насчёт мата?

— Я только за, если он уместен. При этом зритель должен быть заранее проинформирован, уведомлён, что выступление содержит нецензурную лексику. Если, ознакомившись с дисклеймером, человек принимает решение пойти на концерт этого комика, то ответственность за восприимчивость к ругательствам только на нём самом.

— Что бы выбрал — карьеру успешного, высокооплачиваемого стендапера или футбольного арбитра?

— Сейчас я как раз наслаждаюсь моментом, что всё успеваю, и не приходится выбирать между судейской карьерой и увлечением стендапом. Надеюсь, в дальнейшем тоже не возникнет необходимости чем-то из этого жертвовать, потому что обожаю и то, и другое. Причём моя работа арбитром как раз очень помогает в развитии стендап-творчества – я много путешествую по стране в рамках футбольной деятельности, много где удаётся выступать, а это бесценный опыт и важная практика.

Марианна Гоова