Нальчик

Наталия Бажанова: «Есть проблема – мы не разрекламированы»

«У нас нет моря, ну и что? Нам есть что вместо моря предложить!» – убеждает Наталия Бажанова, замдиректора санатория «Чайка». Наша собеседница работает в сфере туризма c 2016 года, настоятельно рекомендует во время отдыха отказаться от телефона, интернета, документов, алкоголя и курения. Хотя от последних двух лучше отказаться не только во время отдыха, но и навсегда.

– Наталия Викторовна, какая проблема самая актуальная в вашей сфере деятельности?

– Самая первая проблема – это недоверие туристов к курорту Нальчик. К сожалению, у нас в республике были беспокойные годы, которые отразились на отношении к ней людей со стороны. Наши постояльцы смеются, говорят: «Когда мы едем в Нальчик, близкие возмущаются: “Куда вы едете?! Там же война!”» К счастью, у нас всё спокойно, но это надо донести до тех, кто думает иначе. Если судить по нашему санаторию, то в Нальчик приезжают по два раза в год одни и те же. Это люди, которые уже знают, что здесь безопасно, комфортно и хорошо отдыхать. Работает сарафанная связь – они привлекают сюда родственников, друзей, знакомых. Но в основном жители Центральной России относятся к нам с опаской. Считают, что и сервис у нас плохой, и минеральной воды не имеется. Предпочитают Кавминводы.

– Если объективно, то там не лучше?

– У них своё направление – минеральные радоновые воды. У нас же минеральные азотно-термальные, йодобромные и сероводородные воды. В Кавминводах преобладают разнообразные питьевые минеральные воды, больший уклон на лечение желудочно-кишечного тракта. У нас же больше бальнеолечение – приём минеральных ванн, где спектр оздоровления достаточно широк: кожные заболевания, гинекологические, урологические, сердечно-сосудистые патологии, заболевания костей и суставов, эндокринные патологии, неврологические заболевания, состояния после перенесённых гриппа, ангины. К нам, бывает, приезжают на костылях, а на третьи сутки бегают по коридору. Поверьте, это не образно говоря. Но есть проблема – курорт Нальчик не разрекламирован. К нам приезжал один профессор и возмущался, почему мы не исследуем наши питьевые воды и не рекламируем их на весь мир? У нас много месторождений, скважин, но, к сожалению, мы свой ресурс не используем в полную меру. В пределах санатория мы сделали лабораторное исследование состава одной минеральной воды, но дальше не пошли. А надо бы сотрудничать с институтами, учёными, которые писали бы про эту воду и её целебные свойства. Это нужно, чтобы мы не были голословны и могли ссылаться на официальные исследования, документы, научные статьи.

– Но реклама одних лечебных процедур не поможет. Нужен позитивный имидж региона, с чего вы и начали…

– Мы работаем с крупными туроператорами, заключаем с ними договоры, они нас рекламируют. Международный туризм ослаб, сейчас в России развивают внутренний туризм. И за имидж курортных регионов страны уже взялись всерьёз. К тому же новости отсюда, которые попадают на федеральные каналы, уже не так тревожны. Главное, в первый раз завлечь, заманить туриста. Во второй раз он сам приедет. Но мы рассчитываем и на международный уровень. Каждый год к нам приезжают из Канады, США, Голландии. У нас немного иной подход, чем в других регионах. В санаториях обычно идёт консультация двух врачей по профилю лечения. А остальные – за дополнительную плату. У нас же комплексное обследование. Все наши врачи-специалисты (на сегодня их 12) проводят первичный и при необходимости повторный приём, каждый по своему профилю. И это помогает во многих случаях выявлять болезни на ранних стадиях, когда отдыхающий о них даже не знал. Плюс ко всему у нас есть весомое преимущество – цена. И это «дешевле» не означает, что мы хуже по сервису или качеству оказываемых медицинских услуг.

– Приезжает турист. И он, помимо оздоровительных процедур, хочет посмотреть город, сходить куда-то. Что вы в этом направлении можете предложить?

– Мы предлагаем экскурсионные программы, которые включают и экскурсию по Нальчику, и по КБР, и по соседним республикам.

– Что вас больше удивляло в сервисе других городов?

– Удивляло многое. В Туркмении, например, отсутствует такси и принято голосовать на дороге. В Египте – хаос в дорожном движении и грязь везде. В нашей стране Питер приятно удивляет. Там всегда и везде – в кафе, автобусе, магазине – обращаются на вы. У нас с этим сложнее. Информационный сервис очень важен. В больших городах-миллионниках он есть. За все услуги оплата производится электронно, включая билеты в музеи, библиотеки и другие учреждения культуры, оплата проезда в автобусе – картой и по QR-коду.

– Что считаете недопустимым в обращении с туристами?

– Важно соблюдение речевого этикета. Недопустимы мат, сленг, тыкание. Недопустимы нетрезвость, грубость и хамство. – Как относитесь к отдыху с детьми?

– Положительно. Члены семьи становятся ближе, узнают друг о друге больше, у них появляется больше совместных впечатлений, воспоминаний, это благоприятно сказывается на их взаимоотношениях. Но я пока свободна, отдыхаю одна или с подругами.

– Как бы описали свой идеальный отдых? – Это отдых в лесу, подальше от урбанизации, в уютном шале со всеми удобствами, камином, любимым человеком и хорошей книгой, с ручьём недалеко и экотропами.

– А если вернуться в город, что вам нравится и не нравится в современном Нальчике?

– Знаете, я очень предана своей земле и люблю здесь всё. Мне нравится природа, нравится уклад и темп нашей жизни. У нас не пыльно. Чистый, красивый город. Год назад я была в Сибири, в тундре как приглашённый эксперт – оценить их туры. Я сравнивала и понимала, что мы просто в раю живём. Безусловно, они привыкли к своей жизни там и они тоже, наверное, считают, что рай у них, а не у нас. Но всё же, наш климат идеальный. Чистый воздух, плодородные почвы. Да, у нас нет моря, но есть горы. Даже быт наш, мне кажется, более облегчённый. К слову, в магазинах некоторых городов ограниченный набор продуктов питания, нет такого разнообразия, как у нас. И очень дорого по сравнению с нашим регионом. Клубника за 1200 рублей! У нас круглый год эта клубника в четыре раза дешевле. Плюс ко всему в нашей республике за последнее время появилось много фермерских хозяйств, производящих качественную продукцию. С некоторыми из них мы сотрудничаем и очень довольны. Промышленность начала оживать. Конечно, всегда есть, к чему стремиться. Мы не стоим на месте, развиваемся. Думаю, впереди будут новые достижения.

Беседовала Марьяна Кочесокова