Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что на Северном Кавказе у молодёжи сейчас вошёл в моду этностиль в одежде. Наверное, во многом это было предопределено не только подъёмом интереса к истории и культуре своих народов, но и тем, что появились популярные профессиональные модельеры, работающие в этностиле, тщательно изучающие историю национальных костюмов, их особенности.
Одним из таких модельеров-дизайнеров является Фариза Шаханова, балкарка по национальности, сейчас она проживает в Кисловодске. Фариза Шаханова родилась в 1977 году в семье Сафара Исмаиловича Шаханова, представителя древнего княжеского балкарского рода таубиев Черекского ущелья. Во многом трагична история этого рода. Во время репрессий 1937-38 гг. под каток «Большого террора» попали большинство мужчин рода Шахановых.
Фактически в вину им вменялась сама принадлежность к княжескому роду. И всё-таки род Шахановых сохранился. Среди его представителей есть врачи, юристы, учителя, инженеры; как говорится, люди науки и ремесла. В коллекции молодого модельера и мамы троих детей Фаризы Шахановой более сотни нарядов в национальном стиле.
Окончив в своё время в Нальчике Колледж дизайна, Фариза стала шить на заказ одежду, а для себя и своих подруг — придумывать что-то оригинальное с элементами карачаево-балкарского фольклора. Друзья и родные начали выкладывать в соцсети фото костюмов модельера, так благодаря Интернету о творчестве Фаризы Шахановой узнали многие. Постепенно стало расти число заказчиков одежды именно в этностиле, пришла популярность.
Вдохновение в своём творчестве Фариза Шаханова черпает из истории и культуры балкарского народа. Её наряды – это не совсем национальный костюм, это вполне современная и комфортная одежда, но в этностиле или с элементами балкарских орнаментов. Вообще одежда должна быть удобной и красивой.
Женский балкарский костюм, по мнению модельера, диктует поведение. Гордый и в то же время сдержанный стиль. Очень актуальны орнаменты в виде ромбов – они напоминают горы, а завитушки – это прототип цветов и лепестков горных растений. В 2017 году в селении Учкекен Карачаево-Черкесии состоялся первый межрегиональный фестиваль национальной карачаево-балкарской одежды «Этно Fashion. Аланский стиль», приуроченный к 60-летию восстановления национальных автономий карачаевцев и балкарцев после 13 лет изгнания (1944-1957) и возвращения домой. Пятнадцать карачаевских и балкарских модельеров тогда представили традиционную национальную одежду и стилизованную современную с элементами этники.
Среди них была и Фариза Шаханова. Также на фестивале была организована выставка платков, ювелирных украшений, кийизов (ковров из войлока), кукол. В том же году Фариза Шаханова стала участницей фестиваля современного и традиционного искусства народов Кавказа в Санкт-Петербурге. Демонстрация её коллекции повседневной, вечерней и свадебной одежды «Балкария» завершала программу фестиваля.
В интервью газете «Аргументы и факты» Фариза Шаханова тогда сказала: «Нас в Санкт-Петербурге встретили очень тепло. Общение с дизайнерами со всего Кавказа вдохновило. Уже начали поступать заказы из Санкт-Петербурга. Сейчас просто какойто бум фольклорный. У нас в Кабардино-Балкарии сейчас вообще очень большой интерес к традициям. Чаще стали посещать Верхнюю Балкарию, где остались памятники архитектуры ещё с IX века. Вот и в одежде — то же самое. Наверное, надоело одеваться как все, повторять чужие стили и формы. И молодёжь, и люди постарше потянулись к своим корням».
Фариза Шаханова изучает одежду балкарского народа, уникальные национальные орнаменты по разным источникам. В большом почёте у неё книга Анны Кузнецовой «Прикладное искусство карачаевцев и балкарцев». По мнению модельера, Анна Яковлевна Кузнецова вместе со своей ученицей Людмилой Булатовой собрали уникальный материал, ценность которого со временем только растёт. Также Фариза изучает реальные старинные балкарские платья, которые хранятся в семьях как реликвии. Это богатейшая база для творчества. Модельер считает, что стилизованная современная одежда с этническими мотивами – интересное и очень увлекательное направление, которое набирает популярность.
Фариза Шаханова убеждена, что наши представления о национальной одежде не вполне точны, так как многие судят о ней по костюмам танцевальных ансамблей. Но для сценической эффектности многие их детали искажены. Фариза Сафарбиевна считает, что очень важную работу проводит заведующая кафедрой прикладного искусства института дизайна КБГУ Амина Султанова, которая точно воспроизводит древнюю балкарскую одежду по достоверным источникам.
Олег Лубан