Нальчик

Малика и «Мариям»

Фильм Малики Атабиевой «Мариям» доступен к просмотру в сети уже не один месяц. Но на прошлой неделе возник отличный инфоповод вспомнить о нём – картина стала финалистом Международного кинофестиваля Zilant, а актёры Эльдар Газаев и Мариям Темиржанова были отмечены его дипломами.

Малика Атабиева – это имя в новости гарантирует встречу с нестандартным и стильным. С какой-то особенной доверительной интонацией снят этот фильм о депортации балкарского народа. Да, в нём очевидно отсутствие профессионального опыта, но он подкупает искренностью. Схожее чувство порой возникает, когда слушаешь самородка, который поёт нутром, понятия не имея об опоре и округлённом нёбе.

Главная героиня – юная девушка Мариям, естественно и смиренно приносящая в жертву свою молодость, красоту, талант, возможность любить, быть любимой и просто жить. Это кино о том, как даже в самых нечеловеческих условиях всегда есть место человечности, доброте и сочувствию к себе подобному.

Фильму «Мариям» так подходит термин «кинокартина». Это и в самом деле галерея картин (наш внимательный взгляд, исполненный одобрения, в сторону оператора-постановщика Василия Зарубы). Умопомрачительные горные пейзажи, словно написанные гигантским невидимым художником. Интерьеры жилищ, гипнотизирующие рисунком штукатурки, узором ковров. Ожившие натюрморты – доска, скалка, хлопчатобумажные прямоугольники с необработанными краями, тяжёлый тёмный хлеб.

Грязно-розовые обветренные руки без маникюра, погружающие жёлтые кукурузные зёрна в рыхлую почву. Лик старой женщины, чью мудрую красоту не смогли стереть ни время, ни беда. И лица молодых – растерянных, недоумевающих, негодующих. Боль, голод, унижение, безысходность в глазах – впечатляющая галерея образов. И центровой портрет – Мариям. Всегда в синем, словно облачённая в тот самый ляпис-лазурь с фресок великих итальянцев, символизирующий духовную чистоту и целомудрие.

Девушка с глазами оттенка неба, который встречается только в горах, роет коричневую землю предков, зашивает горстку в талисман… Скоро эта земля смешается с землёй чужбины в её могиле. Рассказанная вполголоса, без «душераздирающих» монологов и диалогов, эта история напомнила другое художественное высказывание – Кайсына Кулиева: «Боль не криклива никогда, Печаль не терпит жалоб длинных, Безмолвна и суха беда, Как горлышки пустых кувшинов». Поэтому так пронзительны немые финальные кадры, где вслух говорит только музыка, написанная режиссёром.

Дедушка Малики, рассказавший внучке эту историю, трогает камни серых руин балкарских жилищ, некогда полных жизни. Аэросъёмка под сдержанным дождём над останками террасной архитектуры — как взгляд отлетающей души, покидающей свой дом, свою планету.

 — Малика, что дают дипломы фестивалей, кроме кратковременного приятного чувства? Могут ли подобные конкурсные площадки стать стартом для каких-то крупных проектов? Возможно, они являются своеобразными показательными выступлениями для молодых представителей киноиндустрии?

— Это зависит от случая, от самого фильма. Кому-то фестивали действительно помогают в продвижении. Но наш фильм уже был опубликован на онлайн-площадке, поэтому участие в фестивале и внимание со стороны жюри стало просто приятным бонусом.

— Фильм «Мариям» является весьма откровенным авторским высказыванием, так как основан на реальных событиях вашей семьи, хоть и повествует о трагедии балкарского народа в целом. Вам необходимо было закрыть гештальт, чтобы приступить к более жизнеутверждающим темам?

— Ещё в 11 классе я знала, что должна снять фильм об этом. А поступив в наш Институт искусств на режиссёра кино и телевидения, окончательно уверилась, что сниму кино о переселении, хотя ещё не знала ни о сюжете, ни о концепции.

 — Мариям Темиржанова – редкой красоты актриса. Она, несомненно, хороша и в Балкарском драматическом театре, где служит. Но через вашу режиссёрскую оптику мы увидели совсем другого человека, воплощение женственности и жертвенности. Ещё эти чудесные долгие крупные планы… Без проб утвердили?

— Да, Мариям очень красивая, умная. Мне кажется, она в целом олицетворение балкарки. Были и другие варианты, были пробы. И всё же это роль Мариям, настолько она органична в этом образе. Я ей за всё благодарна. Чего она только не делала! Съёмки были очень сложными, особенно в грозу, под дождём… Но она со всем справилась.

 — Фильм «Тишина гор» — ваш новый проект. Расскажите о нём.

— Этот проект очень отличается от «Мариям». Совершенно другая история, современная, молодёжная. Мы уже делали несколько предварительных показов. Но фильм требует доработки, на мой взгляд. Я так же долго работала и над «Мариям», доводила до того состояния, когда уже смогу показать людям. То же самое происходит сейчас и с «Тишиной гор». Понимаю, что мне не хватает времени, людей, опыта, навыков.

— Вы выбрали самый затратный и энергоёмкий вид искусства, где недостаточно только идей и способностей актёров и съемочной группы. Участвуете ли в государственных проектах, готовых поддерживать финансово молодых кинематографистов?

— На «Тишину гор» мы выиграли грант Всероссийского конкурса молодёжных проектов арт-кластера «Таврида». Конкурс направлен на поддержку молодых деятелей искусства. Но если я не ошибаюсь, мы были единственными, кто подал заявку с полнометражным фильмом. Грант на ту же сумму выдавали на короткометражки, клипы. И теперь мы столкнулись с ситуацией, что полученная сумма просто не может покрыть наш проект. Но это моя ошибка… Надо было иметь в виду все эти нюансы, когда отправляла заявку. К слову, конкурсы, предназначенные для снимающих полный метр, есть. И там предусмотрены бюджеты раз в 10 больше.

— Порой складывается впечатление, что все любопытные эксперименты, поиски местных кинематографистов остаются достоянием весьма узкого круга посвящённых.

Как, по-вашему, можно изменить эту ситуацию?

— Мне кажется, эту проблему можно решить, выкладывая снятые фильмы на онлайн-площадки, как это сделали мы. Конечно, вы этим никогда не заработаете, но зато люди из других регионов и стран увидят ваше творчество. Я смотрю статистику просмотров, и это маленький процент людей из Нальчика. В основном смотрит публика из российских регионов и соседних стран.

— Малика, вас знают в республике и за её пределами как самобытную певицу, участницу крупных музыкальных телепроектов на каналах ТНТ и Звезда. И всё же в последнее время вы больше внимания уделяете режиссуре. История культуры знает немало личностей, одинаково одарённых в разных областях искусства. Где комфортнее вам — в кинематографии или музыке?

— Не считаю, что я как-то особенно одарена или талантлива в режиссуре. Я даже не могу сказать о себе, что я режиссёр, скорее музыкант. Да, во время съёмок обоих фильмов я чувствовала себя комфортно, в своей тарелке, хоть мы и уставали жутко. Так, над «Тишиной гор» работали по 20 часов в сутки. Это очень долго длилось, мы практически не спали. Возвращаясь к тому, о чём мы говорили, всё дело было в бюджете. Аренда техники, питание… Чем больше дней мы бы задействовали, тем больше пришлось бы за всё платить. Поэтому втискивались в рамки бюджета за счёт такого изнуряющего рабочего дня. Всё же мне комфортнее в музыке. Но я взяла на себя ответственность за два фильма, и нужно довести дело до конца. Мне не хватало времени, каких-то знаний, многому пришлось научиться по ходу. Я была не только режиссёром, но и монтировала, занималась цветокоррекцией – пришлось освоить эти области. Только вот сейчас начинаю чувствовать какой-то прогресс. И когда я доведу до ума второй фильм, наконец-то смогу полноценно вернуться к делу своей души – к музыке. В республике очень много талантливых людей, которые хотят сниматься и снимать, даже быть ассистентами, помощниками на съёмочной площадке. Жалко, что у них мало возможностей для этого. И как бы трудно ни было, как бы сложно ни проходили съёмки, я рада, что взялась за это. Если бы не эти фильмы, не собралось бы столько талантливых людей в одном месте. Это действительно классно.

Алёна Мякинина