Нальчик

Поэзия высокой печали

В музее ИЗО им. А.Л. Ткаченко открыта для посещения выставка Владислава Битокова «Ракурс». Сложно дать определение виду искусства, в котором работает автор – не живопись, не скульптура, не архитектура, не ремесло. Скорее смешение всего перечисленного и ещё – поэзии. Пришедшие на открытие потрясены увиденным и тем фактом, что так долго в республике не знали об этом художнике.

Хотя, если вдуматься, вся биография Владислава Битокова естественным образом вела к этой выставке. Он был в составе первого выпуска детской художественной школы Нальчика, который набирали в 1965 году: «Директор и преподаватель Вуколова Людмила Ивановна, ленинградка, аристократка, дала мне, пожалуй, больше, чем всё последующее образование. Она говорила: «Неважно, станете вы заниматься этим профессионально или нет, просто любите искусство и всё, что делаете в жизни, делайте красиво». По сей день стараюсь жить, следуя этим словам».

 

Рисовал Влад всегда, даже на лекциях, учась на Инженерно-техническом факультете. Дипломная работа, признанная, к слову, лучшей на конкурсе Северо-Кавказского научного центра Высшей школы, была связана с промышленной и производственной эстетикой. Впоследствии и проработал много лет в проектном бюро в отделе производственной эстетики. Так что изготавливать макеты не просто научился, но представлял свои работы на ВДНХ в Москве, где они неоднократно удостаивались различных наград и медалей.

Впервые домики Влада публика увидела два года назад в Центре Мадины Саральп. Но тогда работ было значительно меньше. Затем несколько экспонатов стали частью групповой выставки в Национальном музее. И вот наконец такой масштабный проект. И в оформлении самой экспозиции угадывается стиль Битокова. Крепёж блоками на рейках – его находка и его же воплощение, от идеи до изготовления и монтажа.

Скорее всего, слово «архитектура» у подавляющего большинства вызовет ассоциации с древними мегалитическими сооружениями Египта, Мексики, готическими замками или современными небоскрёбами. А ведь эти бедные жилища – лачуги, халупы, сараи, хрущёвки – тоже архитектура. Просто мысли и чувства от её созерцания совсем иного толка, нежели восторги от мощи инженерной мысли и величия художественного воплощения.

Как и ахматовские стихи, которые, не ведая стыда, растут из метафорического сора, так и работы Влада Битокова сделаны буквально из подножного материала. Газеты, картон, проволока, леска, пластилин внучки, краски, природные материалы и химпром всех сортов. Работает на кухонном столе, после вечерних чаепитий.

Все работы на выставке – портреты несуществующих, вымышленных домиков. «Кроме одного, — уточняет Влад. – Это открытая мастерская моего деда в Урухе, созданная по воспоминаниям и двум старым фотографиям».

В работах нет ни одного человека. Но сложно представить себе что-то более человеческое и человечное, чем эти домики — оазисы искренности и «настоящности».

Да, все эти жилища — плод фантазии автора. Тогда почему нам кажется, что где-то мы их уже видели? Будто проходили мимо этих саманных мазанок в переулке Красивый. А эти забитые ставни и облезлые заборы разве не с улицы Чехова? Возможно, щемящее чувство при взгляде на эти работы посещает нас, потому что мы помним эти домики молодыми и счастливыми. Да, они и тогда были бедны и наивны в своем нехитром декоре – толстенные слои масляной краски, герань и каланхоэ в глиняных горшках, пожелтевший от папирос тюль… Домики, из окон которых можно было не только спрыгнуть, но и шагнуть. И вот они в пузырях облупившейся побелки, в узорах плесени, грустные заборчики стесняются своих гнилых зубов-досок, клубки проводов виснут на осунувшихся электростолбах.

Всё это когда-то жило жизнью людей. И вот их нет. И эти жилища-сироты, брошенные, не понимающие, что происходит, как верные псы ждут своих хозяев, дряхлея и чернея от тоски, не смея покинуть это пространство, во-первых, потому что нет ни ног, ни крыльев, а во-вторых, потому что – вдруг вернутся…

И здесь же, рядом, ещё полные жизни, домики с южными открытыми балконами, так прочно связанными непрочными бельевыми верёвками. Удивительно, но чем подробнее обнажение частной жизни в профилях соцсетей, тем популярнее строительная процедура остекления и закрытия балконов. На балкончиках Влада можно жить — в тапочках, заношенном халате или новом чехословацком пеньюаре пить чай, взбивать омлет, перебрасываться угощеньями и шутливыми замечаниями с соседями.

Если мы правильно поняли художника, он не ставит перед собой задачу «подковать блоху». Хотя тонкость и филигранность, с которой он воссоздаёт крошечные детали, несомненно, поражает воображение зрителя. Но чудеса мелкой моторики – не самое главное. Здесь правит иная тонкость.

Мы имеем дело с самой настоящей поэзией умилённого любования, а иногда – высокой печали. Оттого что «застынет всё, что пело и боролось». Оттого что обречены пережить нас наши дома, кухонная утварь, пододеяльники и занавески, и никто уже не увидит мир из этих окон с нашего ракурса.

Алёна Мякинина

Фото: Елизавета Ясиновская