Нальчик

Город засыпает – просыпается поэзия

С очевидным филологическим удовольствием телеграм-каналы библиотек Нальчика анонсировали, что «Библионочь-2023» будет длиться два дня» — город присоединился к ежегодной Всероссийской акции.

Заведующая информационно-маркетинговым отделом Централизованной библиотечной системы Нальчика Карина Арквасова рассказала, чем радовали и удивляли книголюбов на этот раз: «26 мая, в Модельной библиотеке на Кулиева, в 18.00, состоялась встреча сотрудников шести городских филиалов Централизованной библиотечной системы и общение на тему «Бибилиотекарь-наставник: нас не разгадать вовек». В этот же вечер, после 20.00, диджей Альберт Эйнштейн, актёры балкарского драматического театра Марат Джаппуев, Арафат Гогуев и хореографическая студия «Exit» представили иммерсивную постановку «Поэзия +». А 27 мая, в Модельной библиотеке на Пушкина, 62, все желающие смогли посетить поэтический вечер театральной студии «Бродвей» под руководством Регины Кошоковой». После поклонники ретро-кино посмотрели ленту «Мой друг Колька».

Мы решили «заночевать» под иммерсивную постановку «Поэзия +». Мог ли предположить Маяковский, что век спустя любовные гимны его «накрашенной, рыжей» Лиле будут разноситься по вечернему Нальчику? Мог ли предсказать Пастернак, что «Марбург» с упоением будут читать два артиста театра, названного в честь его друга – Кайсына Кулиева — на улице его же имени? Нет ничего случайного в этом хитросплетённом кружеве причинно-следственных литературных связей.

 

Выучить сложнейшие объёмные тексты с аритмией регулярных и нерегулярных размеров, неологизмами, анжамбеманами и прочей филологической «вышкой» — это вам не ходить с шоппером «Маяковский – мой любимый поэт». Просто запомнить «Про это», «Флейту-позвоночник», «Облако в штанах» — мнемонический аттракцион. Но в данном случае на первом плане чистый живой восторг от актёрского мастерства и поэтического слова.

Марат Джаппуев и Арафат Гогуев – выпускники института им. Щукина — разделили на двоих этот поэтический эксперимент. Мы поговорили с генератором идеи – Маратом. Нелишним будет сказать, что его педагогом по художественному слову была Наталья Ковалёва – в прошлом актриса театра на Таганке, партнёрша Высоцкого, один из самых востребованных специалистов в стране в области сценречи. Совсем свежая её работа в качестве режиссёра — спектакль «Павел I» с Александром Олешко в театре им. Евгения Вахтангова

— Марат, как думаете, в жизни ваших ровесников есть место поэзии?

— В этой жизни всегда есть место поэзии, пока есть яркие эмоции, сильные чувства. Просто там, где у обычного человека рождается крик или плач, — у поэта рождаются стихи.

— Как все-таки отличается то, что вы с Арафатом делали в этот вечер, от того, что мы наблюдаем на различных самодеятельных конкурсах чтецов…

— Просто всему надо учиться. Физиология извлечения звука, подготовка речевого аппарата, работа над произношением, артикуляцией… И так далее – от фонетики к грамматике, семантике, синтаксису, изучению связей внутри предложения, внутри строфы… Поверьте, работа над поэтическим текстом может происходить только так. Если даже абстрагироваться от смысла и взять только физическую сторону – все актёры знают технику речи в движении. Отжиматься, качаться, крутить сальто, бить грушу – и в то же самое время читать стихи. Это тренинг на опору, чтобы тебя было слышно в любом конце зала, при любом положении тела.

— По-моему, здесь вам как раз пришлось применить это умение – говорить на опоре. Музыка, конечно, добавляла определённую атмосферу, но усложняла задачу быть услышанными. Аудиосопровождение, импровизационная хореография, светомузыка…. Не отвлекает ли это от главного – от слова?

— Возможно… Но в то же время и привлекает. Если кому-то нужно узнать о существовании поэзии посредством таких спецэффектов – пусть. В тот вечер я наблюдал, как, привлечённые музыкой, светом – а двери и окна библиотеки были открыты нараспашку – заходили совершенно случайные люди, которые просто шли по Кулиева. И в глазах читался не просто интерес. Скорее шок – что это, это вообще в Нальчике происходит, такое возможно? Убеждён – кто-то из тех, кто пережил эту библионочь, непременно захочет прочесть эти тексты сам. Или услышать вновь.

— Подтверждаю, что реакцию публики на ваше выступление можно назвать восторженным недоумением. Вы готовы с этой программой удивлять тех, кто ещё не знает о том, что любит поэзию?

—  И с этой программой, и с другой. Столько всего можно сделать. Мы, актёры, берём на себя творческую часть. Если бы кто-то с таким же энтузиазмом взялся за организационную. Библиотеки радуют в последнее время, устраивают любопытные встречи, акции. Пару месяцев назад случайно вышли на меня. Второй раз уже более обстоятельно подошли к этому мероприятию. Я давно уже вынашивал идею сделать поэтический спектакль на материале Маяковского. Так что библионочь была очень кстати.

— Цветаева как-то сказала: «Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго ещё нас будет ждать». Как думаете, в 2023 году он уже дождался?

— Маяковский так и остался футуристом. Это если говорить про форму. Но каждому, кто хоть раз испытывал одиночество, свою непохожесть, ненужность, кто был отвергнут, безответно влюблён, кто страстно и тщетно пытается постичь замысел Создателя, — тому Маяковский близок и понятен.

 

Алёна Мякинина

Фото: Елизавета Ясиновская