Нальчик

«Краснеть не пришлось»

Одна из самых исполняемых опер в мире – «Богема» Джакомо Пуччини – впервые поставлена в Нальчике. Большая премьера состоялась в Музыкальном театре КБР в минувший четверг. В режиссёрской версии Рустама Абанокова нет отступления от классики. Основная ставка делается на мощь музыки. И это беспроигрышно.

Дирижирует Азамат Лакунов. На сцене, согласно сюжету, молодые творческие люди с неустроенным бытом ищут себя в искусстве и в жизни. Разворачивается история любви, которая заканчивается трагично – смертью возлюбленной поэта. Говоря словами из этой же оперы, «страниц, жаль, мало… но страстей много».

Для Рустама Абанокова, сегодняшнего героя рубрики «Нальчик в лицах» (см. стр. 3), это дебют в качестве оперного режиссёра:

– Пуччини всегда вызывал у меня восхищение красотой и глубиной своей музыки. В ГИТИС я поступал с экспликацией «Богемы» и, конечно же, в будущем собирался её ставить. Но не думал, что она станет моей дипломной работой. Несмотря на страх перед объёмом и уровнем сложности, отсутствием достаточного времени, мы взялись за эту работу. И судя по тому, как зрители приняли спектакль, краснеть не пришлось.

Всем, кто принимал участие в создании спектакля, было сложно. Не успевали по времени, но никто не отступил. Основная сложность заключалась в том, что опера исполняется на языке композитора – итальянском. Нужен был не просто концертмейстер, а компетентный специалист, знающий и понимающий особенности произведений Пуччини. Мой выбор пал на Мадину Пачеву. Большой опыт и ответственный подход к работе дали плоды – солисты за два месяца выучили и спели свои партии. Что касается распределения, то это самое лёгкое дело. Когда знаешь особенности и возможности артиста, легко назначить его на ту или иную роль.

Партия Рудольфа, с которой когда-то дебютировал сам Лучано Паваротти, досталась приглашённому артисту Алексею Саяпину – бывшему сокурснику режиссёра, участнику проекта «Большая опера» телеканала «Культура», стажировавшему у Пласидо Доминго в Нью-Йорке. Сейчас Саяпин живёт в Германии, работает в Котбусском государственном театре. Остальные главные партии – у артистов Музыкального театра: Мими, швея – Альмира Абанокова, Марсель, художник – Рустам Абаев, Коллен, философ – Евгений Енин, Шонар, музыкант – Астемир Подколзин и Мюзетта, гризетка – Евгения Саенко.

Масштабность постановки количественно и качественно поддерживает и участие в ней студентов кадетского корпуса Северо-Кавказского государственного института искусств и хора нальчикской детской школы искусств № 1. «Уличность» и массовость второго акта завораживает.

Сценография (художник-постановщик – Екатерина Махиева) с большими конструкциями, без ставшего модным минимализма. Всё в духе классической постановки – показ конкретной эпохи и места.

«Богему» можно назвать зимней. В ней герои ходят в пальто. Причём одна Мими – в белом (художники по костюмам – Жанна Кузьмина, Пётр Мамбетов). И это не имеет ничего общего с синдромом белого пальто. Скорее, цвет выбран как символ чистоты и добродетели в мире, где «холод пальцы сводит» и камин разжигают рукописью. Из согревающего – разве только любовь и вера. Нальчикское лето куда-то пропадает, свершается волшебство: перенос зрителя из реального мира в мир театральный. Сцена настолько поглощает, что лишними оказываются даже русские субтитры, которые отображаются на экране. Звучит музыка, случается театр. И это не требует перевода.

Марьяна Кочесокова

Фото: Елизавета Ясиновская

*«Богема» (итал. La bohème) – опера в четырёх действиях Джакомо Пуччини. Либретто написали Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза по произведению Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». Премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 года в туринском Театре Реджо, дирижировал Артуро Тосканини. Общая длительность – около 1 часа 50 мин.