Нальчик

РЕЗВЫЕ РАБОТЫ САШИ АГЛЯМОВОЙ

Существует байка про великого живописца Илью Репина, который поставил в тупик дерзких футуристов предложением нарисовать лошадь. Современным фотохудожникам не нужно годами упражняться в её изображении: взял камеру – и вперёд. И всё же недостаточно просто делать снимки лошадей, чтобы называться конным фотографом.

В работах Саши Аглямовой и чистое любование этими безупречными созданиями, и неповторимость момента, и возможность насладиться динамикой в статике, а ещё «хорошее отношение к лошадям», которое непостижимым образом считывается через, казалось бы, бездушные пиксели. Её работы публикуют профессиональные издания, приобретают для частных коллекций известные коневладельцы.

Александра – штатный фотограф Московского центрального ипподрома. С 2018 года она ведёт его подробную фотолетопись. Это касается и кавказской главы, начавшейся в мае, когда в связи с реконструкцией МЦИ скачки были перенесены в Нальчик. Саша — коренная москвичка, по основному образованию дефектолог, работает тьютором в школе-интернате с детьми с синдромом Дауна, с расстройством аутического спектра. Работа на ипподроме – вторая, но не менее любимая.

 — Едва ли в списке профессий, о которых мечтают дети, конный фотограф будет в топе. Как вы пришли к этому?

— Огромный фотоальбом с лошадями с детства был настольной книгой. Там и увидела всё разнообразие направлений конной фотографии, вплоть до вестерна. Всегда искала и изучала снимки скачек, конкура, поло, бегов, выездки. Вдохновлялась, запоминала ракурсы. Сначала снимала на телефон, потом на мыльницу Кодак. Потом стала изучать фотоаппараты, чтобы улучшать свою картинку. Потихоньку развивалась и в теории, и в практике. Среди нас есть фотографы, снимающие, например, только выездку или только скачки. Я могу и скачки, и бега, и выездку поснимать. Что я не очень люблю, так это постановочные фото. Мне по душе репортажная съёмка, движение, живые эмоции, я настоящая болельщица. Была наездницей в бегах, сама выступала, РЕЗВЫЕ РАБОТЫ САШИ АГЛЯМОВОЙ поэтому особенная любовь к этому направлению.

— Сможете отличить работы конного фотографа от снимков «человеческого»?

— Как бы забавно ни звучал ваш вопрос, он в точку. Например, когда скачки перенесли в Нальчик, оказалось, что в городе нет конных фотографов. Очень много свадебных — и ни одного конного. Есть профессионалы, настоящие фотохудожники. И всё же это совсем другая специфика. Положим, для меня в приоритете всегда животное. А фотограф, который не специализируется на съёмке лошадей, будет ориентироваться на человека. Я, например, всегда обращаю внимание, чтобы у лошади уши стояли, чтобы она не выглядела осликом, а была в выгодном ракурсе, с поднятой головой и так далее.

 — Расскажите, пожалуйста, о нюансах работы фотографа на ипподроме.

— Их немало. Например, что касается самой съёмки: задний план, экспозиция, расположение самого ипподрома с точки зрения солнечной и теневой сторон… Кстати, на вашем ипподроме в этом смысле всё достаточно благополучно, мне нравится. Также необходимо знать режим и график скаковых лошадей – ведь мы фотографируем, так сказать, будни и праздники. У лошадок бывают резвые работы (прим. тренировки), где фото точно получатся выигрышные. А есть лёгкие, где животное идёт галопом, и, по сути, там ничего интересного не поймаешь. Резвые работы всегда можно отличить от обычных — совсем другой ход, более широкий, видна вся мощь лошади, она будто пытается вытянуться. Про этапы аллюра лучше и не начинать говорить, слишком много нюансов (смеётся). У рысаков свой график. И мне нужно знать день, когда у них маховые работы. Мах – это более широкий аллюр, искусственно выведенный у рысаков. А обычному фотографу всё равно — махом или тротом идёт лошадь. Также у штатного фотографа ипподрома есть определённые технические задачи, которые необходимо выполнить, и после предоставить снимки пресс-центру. Если мы говорим о скаковом дне, нужно отснять лошадей в паддоке в определённых ракурсах, потом жокеев поймать, выход на парад, старт, каждое животное на галопе, конечно, финиш, трибуны, награждение, лошадь в попоне и с розеткой, тренера, хозяина с лошадью, без лошади…. Порой параллельно нужно акцентировать внимание на чём-то, например, снять випклиентов или баннеры для спонсоров.

— Да вы, похоже, побольше лошадок бегаете. Удалось отдохнуть в нальчикских командировках после таких напряжённых скаковых дней?

— Да, объездила Нальчик на железном коне – ваша коллега предоставила велосипед. Побывала также в Приэльбрусье, на Голубых озёрах, в Верхней Балкарии, на Аушигерских горячих источниках.

— Вы, наверное, уже знаете, что в Кабардино-Балкарии особое отношение к лошадям. Это животное – часть истории и культуры наших народов.

— Да, это невозможно не заметить. Действительно, все очень любят своих лошадей, смотрят за ими, восхваляют всячески, особенно если лошадь побеждает. Да и как их не любить! В Прэльбрусье была на конной прогулке, но там была возможность только шагом идти. А так как я сама не один год занимаюсь верховой ездой, то мне этого было недостаточно. В конном клубе Шагди попросила от души поездить – мне дали кабардинскую породу. Это конь-ракета! Все руки мне оттянул! Я чувствовала, что он активный, и когда давала ему волю, он моментально разгонялся, и казалось, унесёт куда-нибудь. Спасибо инструктору Расулу за эти прогулки. Недавно канал Матч Тв снимал в Шато-Эркен наездников в черкесках на кабардинских лошадях в национальном стиле. Меня взяли за компанию. Это было очень красиво. Местная порода так подходит для таких съёмок – у неё, действительно, присутствует некоторая горбатость в носике.

— Есть что-то в конной фотографии, что хотели бы попробовать?

— Джигитовку хотела бы поснимать. И лошадей на свободе – на закате, на рассвете, в красивых локациях. В Европе это отдельная индустрия – целые туры устраивают для фотографов. В Кабардино-Балкарии это замечательно бы получилось. Красивейшие лошади, пейзажи, от которых дух захватывает – всё это есть. Желаю вашему краю процветания, я с большим удовольствие вернусь в Нальчик.

Алёна Мякинина Фото: Саша Аглямова