Нальчик

Налрок над городом

Пятнадцатый по счёту и первый летний Налрок на этот раз прошёл на площадке ресторана Сосруко.

Нальчикский рок – явление, с которым невозможно не считаться. Субкультура, развивающаяся по своим неведомым законам, в основе которых лежит, как бы пафосно и банально это ни звучало, любовь к живой и честной музыке.

Как и 50 лет назад, родители местных музыкантов надеются, что скоро их чадо «перебесится» и займётся нормальным делом; жёны устали сопротивляться, а некоторые даже предпочли разделить эту страсть с супругом; родственники вздыхают — в семье не без музыканта; соседи провожают с укором во взгляде убелённого сединами мужчину с гитарным кофром – 60 лет, а всё не расстанется со своей балалайкой.

Но на этом фестивале никто не упрекнёт тебя в том, что репетициям ты уделяешь больше времени, чем прополке огорода, что никак не подстрижёшь поредевший хаер, а дни рождения четвёрки Led Zeppelin помнишь лучше, чем дни рождения родственников.

Под рукой Сосруко собрались меломаны всех возрастов и сортов. Нальчикский рок славится своими музыкальными династиями. Да и зрители уже приводят с собой не только детей, но и внуков. А созданная местными мастерами и привезённая на Сосруко в качестве символа огромная точная копия знаменитой гитары Фендер Cтратокастер Ричи Блэкмора вызывала неподдельный интерес как у старших рокеров, так и у пацанят дошкольного возраста.

На этот раз на сцене отработали 12 коллективов – «9 вал», «Без названия», «Новая земля», King Sise, Crazy Rain, 1Tangit, Lesly, Wallgrind, Irina Rakitina Band, Danger Block, Plastik, Channel Master.

Среди артистов и совсем молодые парни, неопытность которых компенсируется дерзостью и такой знакомой каждому начинающему музыканту игрой в рок-звёзд.

И умудрённые опытом. Например, чеченская группа Danger Block, которая, надо признать, выглядела убедительнее многих местных команд, явив качественный плотный звук и мощную энергию, откаверив непростую музыку Krokus.

Когда-то начинавший в рок-группе «Револьвер», а сегодня известный театральный композитор не только в республике, но и в стране, Артур Варквасов уверен, что подобные мероприятия необходимы: «Хотя бы потому, что, кроме национальной эстрады, существует много разной музыки. И хорошо бы видеть это разнообразие и продолжать традиции рок-музыки, которой Нальчик всегда славился».

А ещё нальчикский рок всегда славился личностями.

Это и вчера ещё ходивший в «молодых», а сегодня мужчина в апогее сил и музыкантского обаяния Бека Курданов, пообещавший: «Бека раздаст». И раздал же, продемонстрировав, что такое свободное существование на сцене.

Это и Джон, специально заскочивший на огонь Сосруко, чтобы открыть Налрок. Гладиатор, Авиатор, Терминатор, душ реаниматор – так охарактеризовал себя в музыкальном представлении Игорь Кудрявцев – лидер легендарного «Отряда Джона в окружении». И невозможно было ему не поверить, ибо в ноты Джон иногда не попадает, но в сердца попадает всегда.

Это и Виктор Бережнов – гитарист группы «Аэроплан» и самобытный гитарный мастер, которому на фестивале вручили диплом за вклад в развитие рок-движения в республике. О чём думал Виктор, когда с этим дипломом, в футболке с надписью СССР стоял у сцены и с грустным одобрением смотрел на музыкантов?

А в этот момент на подмостках — любимец публики, заводной и швец, и жнец, и на дуде игрец Алим Елеев, больше известный в узких кругах как Пушкин. И стройная, стильная Ирина Ракитина, которая, судя по всему, обнаружила тайный источник молодости, плещется в нём регулярно и никому не говорит, как до него добраться. Но, кроме таланта и красоты, в ней есть профессионализм — умение выйти из любой затруднительной ситуации на сцене с достоинством.

И всё здесь знакомо и приятно сердцу – и неугомонный поклонник местного рока Мурат Мизов, исполняющий знаменитую утиную походку Чака Берри и Ангуса Янга. И заюковские ребята, требующие «Владимирскую Русь» «Чёрного кофе» и рвущие связки на слове «Левитаааан!!!»

Каждый год выводит новых персонажей на сцену. Девчонка в сетчатых белых гольфах, с анимешными глазными яблоками и чёрными кожаными крылышками на лопатках и так привлекала внимание всех присутствующих, а когда она оказалась за ударной установкой и отбомбила с группой «Без названия», получила щедрую порцию уважухи, любопытства и восторга.  Саре Ганбаровой не впервой выступать на публике, она служит актрисой в Театре юного зрителя: «С детства в музыке. Играю на фортепиано, гитаре. Два года назад стала обучаться в «Не школе барабанов». И вот я уже на сцене Налрока… Сегодня меня много хвалили. Надеюсь, не только потому, что я девочка. Хотелось бы, чтобы заценили в первую очередь мою игру. Намерена всё сделать для этого, развиваться и дальше в этом направлении».

Идейный вдохновитель Налрока Александр Антонов каждый раз ввязывается в эту непростую фестивальную историю, не приносящую никаких барышей. И даже диплома за вклад в развитие рок-движения в республике, которым награждают всех участников, у самого Саши нет. Отвечая на почти риторический вопрос, зачем ему всё это, Саша отшучивается: «Все мы дети рок-н-ролла. Да просто мне это всё ещё интересно. Хочется, чтобы собирались друзья, близкие люди, которые в одном котле варятся. Каждый год появляются новые группы, новые зрители приходят. Но есть постоянные, которые уже много лет с нами. У нальчикского рока верные поклонники, среди них много взрослых, серьёзных, уважаемых людей.

В последние годы интерес к рок-музыке проявляется на государственном уровне. Подобные фестивали всячески поощряются. Возьмём хотя бы проекты Ольги Кормухиной и Алексея Белова, байк-фестивали Ночных волков под предводительством Хирурга. Например, в этом году мы пригласили чеченскую группу, с которой пересекались на фестах Ночных волков в Махачкале и на концертах в Грозном.

Опять же, подобные мероприятия — это имидж республики, города. Красивейший ресторан Сосруко, живая музыка… В этот раз пришло много людей, отдыхающих в санаториях, — и все остались в полном восторге».

Алёна Мякинина

Фото: Дарья Шомахова