Нальчик

Хендмейд выходит из сумрака

В КБР появится гильдия мастеров современного искусства и рукоделия. Идейный вдохновитель и локомотив движения Мунира Жулабова заключила: «Пора выйти в люди!» Яркая, рыжая, кудрявая, её сложно не заметить, мимо её работ сложно пройти. Изготовлением украшений из дерева и эпоксидной смолы Мунира занимается 6 лет. Из разряда увлечения в декрете оно давно перешло в полноценную работу и основной источник дохода.

Ярмарки с привлечением мастеров прикладного творчества для Нальчика феномен относительно новый. Год от года растёт не только количество участников, но и ассортимент и качество исполнения. Для многих членов сообщества мастеров их творчество стало главным делом в жизни, однако часто в глазах общественности читается «Какая блажь!». Члены гильдии надеются, что официальный статус сообщества поможет повысить авторитет ремесленника в социуме.

«Есть некоторое пренебрежение к прикладному искусству, — рассказывает Мунира Жулабова. — К нам часто обращаются со словами «ваши поделки», а иногда даже «подделки». Люди, которые не видят разницы между словами «поделка» и «подделка» с ехидством, я бы даже сказала сарказмом, пытаются нам что-то сказать. Для меня это основной источник дохода. Когда делаешь себе имя мастера, хочется, чтобы тебя ценили как любого другого специалиста, а не считали «рукодельницей, которая делает поделки от нечего делать».

Многие из тех, кто у нас сейчас состоит в группе, создают невероятные качественные вещи как в Pinterest. Для меня Pinterest — это площадка, где вдохновляешься работой мастеров со всего мира. А тут оказывается есть люди, которые не просто вяжут шерстяные носочки, популярные среди туристов, а создают уникальные изделия, которые достойны международных выставок и фестивалей.

Сейчас в нашем сообществе чуть больше 30 человек, с каждым днём их число растёт. Это люди, которые последние лет 5 упорно работали над развитием своего дела, которые точно знают, что делают и для чего. Это разного рода украшения, аксессуары, плетёные и вязаные изделия, шитьё, роспись стен и изготовление барельефов, изделия из кожи и дерева, бумажная продукция из крафтовой бумаги и многое другое. Я горжусь тем, что у нас нет гендерного разделения, мы собираемся все вместе, общаемся и творим.

Официально мы ещё не оформлены, юрист нас предупредил, что это дело не решается быстро, но фактически гильдия мастеров существует уже давно. У нас есть групповой чат, и раз в месяц мы устраиваем очное собрание, где обсуждаем вопросы сотрудничества, популяризации хендмейда и продвижения своих изделий.

Я не первая, кто захотел сделать что-то для нашего сообщества, но все попытки упирались в игнор, нас никто не воспринимает всерьёз. Когда организовываются какие-то ярмарки и фестивали, нас приглашают как дополнение к мероприятию, хотя по факту мы оказываемся чуть ли не центральным событием всего праздника. Поэтому нам необходим официальный статус общественной организации, от имени которой мы уже будем обращаться в разные инстанции, репрезентуя совсем другой уровень.

В наших планах устраивать собственные фестивали. В идеале хотелось бы сделать из этого событие сезона — проводить 4 крупных фестиваля в год: летний, осенний, зимний, весенний, с соответствующей тематикой представляемых изделий. Такая форма мне больше импонирует, нежели ярмарки выходного дня по аналогии с теми, что организуют в Пятигорске и Кисловодске. В этом году я принимала участие в выставке, которая проходила в Москве, и это был колоссальный опыт. Он дал мне представление о том, к чему нужно стремиться, организация мероприятия и отношение к приглашённым мастерам были на таком высоком уровне. Мне очень захотелось, чтобы в нашем курортном городе, который изобилует мастерами прикладного искусства, проводились фестивали такого же качества. Для этого, конечно, нужен большой человеческий ресурс. Нам не хотелось бы ограничиваться только изделиями прикладного творчества, но также пригласить кулинаров, кондитеров, артистов и т. д.

Направление хендмейд у нас, к сожалению, в зачаточном состоянии, отношение к изделиям ручной работы очень скептическое, и это несмотря на то, что в республике огромное количество ремесленников. Но меня безумно радует, что на протяжении этих нескольких лет нашего становления как мастеров, мы приучили многих ценить и видеть в нашем творчестве кропотливую работу. Может, мы ещё не достигли того уровня, когда можем называться брендом, но как раз с помощью гильдии мастеров сможем возвысить культуру хендмейд, чтобы она ценилась больше, нежели просто какая-то там «работка-подрабтка».

Таира Мамедова