Нальчик

Такая она – МАРИЯ

Музей изобразительных искусств имени А.Л. Ткаченко в эти дни представляет персональную выставку Марии Загорской «Мой сон – жизнь».  Свыше 150 живописных работ и фотографии из личного архива художницы можно увидеть до 28 августа.

Откуда столько лошадей в творчестве Загорской, понятно. Она десятикратная чемпионка России по конной выездке, бронзовый призёр Паралимпийских игр 2008 года в Гонконге, была членом паралимпийской сборной страны по конному спорту. Но откуда столько петухов? Отвечает сама художница:  

– О, Петух этот из гороскопа! Он просто кочует из картины в картину. Дело в том, что мой папа по году рождения — Петух. И отчасти потому это моя любимая птица.  Не подумайте, что я верю в гороскопы. Я понимаю, что это всё ерунда полная! Но мне нравятся астрологические прогнозы, они дают какое-то успокоение, психологический настрой на день, неделю. Вот сегодня, согласно звёздам, я должна углубиться в себя, а завтра – поговорить с родителями… Это маленькие разовые ориентиры, облегчающие жизнь (смеётся).

Так вот, мой папа плюс к этому всю жизнь рисовал петухов. Причём с натуры, держал их дома в конуре. Отец же у меня известный художник кино (Константин Загорский – народный художник России, лауреат Госпремии СССР в области литературы, искусства и архитектуры, художник-постановщик отечественных фильмов «Через тернии к звёздам», «Волшебная лампа Аладдина», «Мио, мой Мио» и др. – прим.). У него не было мастерской до моих пятнадцати лет, и всю работу он делал дома. И представьте себе, все эти стеллажи, холсты, бардак, который принято называть художественным беспорядком, – не проберёшься просто. И вот среди всего этого в московской квартире живут петухи! Конечно же, они получили отражение и в моём творчестве. Яркие, пёстрые картины жизни, как хвост петуха. Кстати, я сама Обезьяна по гороскопу. И папа часто рисовал мой портрет – девочку с обезьяной.

И на главной картине этой выставки, которая называется «Круг радости», тоже есть эта птица. Причём дорисовала его незадолго до открытия выставки, пришлось даже подсушивать феном, чтобы доставили в музей в нормальном состоянии.

– На этой картине также круг женщин.

– Эти женщины на самом деле существуют. Есть в Нальчике не организация, не общество, не объединение, не совет, а именно круг женщин. «Женский круг», в который вхожу я. Это удивительные люди, каждая женщина в нём со своей интересной судьбой, увлечениями, профессией. И общение с ними мне действительно доставляет радость.

– У вас ещё много влюблённых пар.

– Я просто обожаю влюбленные пары! Не могу деликатно пройти мимо них. Если они сидят вместе долго, то я их всегда рисую. Вообще, у меня много этюдных зарисовок, часто рисую на природе. И это благодаря мужу, я же сама не могу полноценно передвигаться. Миша выводит меня в любимые места города и за его пределы.  В Джилы-Су в палатке мы жили 14 дней! Можете себе представить?! Что мы там пережили, одному богу известно. Даже град размером с яйцо выпал на нас тогда! И вот картина, на которой изображён розовый Эльбрус, сделан там. В четыре часа утра надо было подняться и нарисовать. Эльбрус розового цвета именно в такую рань и при ясной погоде. И только в течение пятнадцати минут. Свежесть утра, у меня коченеют руки, Миша поит меня горячим чаем, а я делаю мазки.  Надо уложиться в эти пятнадцать минут, а дальше Эльбрус уже станет узнаваемым, привычным, не розовым.  Удовольствие художника, любящего природу, – это уловить, запечатлеть момент. Когда это получается, ощущаешь большую радость. У меня почти всё написано с натуры. Только вот на этой картине, которая называется «Ссора», дерево с натуры, остальное – вымышлено.

– Зачем выдумали именно ссору?!

– Мне нравятся взаимоотношения людей, в особенности тема «Он и она».  Меня подпитывает любое проявление чувств. В семье собственной у меня вулкан чувств! (смеётся). Не зря я люблю Эльбрус, который считается потухшим вулканом и, возможно, из себя когда-то ещё выпустит лаву. Я за этой горой гоняюсь уже восемь лет, просто гоняюсь! Как с живым существом разговариваю с ним, ругаюсь: «Ну, почему ты сегодня в тумане! Я же приехала специально! Ты же видишь, что я страдаю, когда скрываешься от меня!»

И в семье такой же накал. Вот до выставки оставался один чистый холст, и муж поднёс краски и говорит: «Если ты сейчас не нарисуешь портрет мужа, я с тобой разведусь!» И это была не шуточная угроза. Я сделала этот портрет за сорок минут акрилом. Акрил сохнет быстро – и вот этот портрет на выставке. Он получился похожим на работы Анатолия Зверева. Это точно зверевская манера написания картин!

– Человек на заднем фоне автопортрета 1992 года. Кто он?

– Это моя первая любовь, силуэт возлюбленного. Мне был 21 год, когда я серьёзно влюбилась. И это мои первые серьёзные страдания по поводу того, что не можем быть вместе. Думаю, это многим понятное чувство. Оттуда и испуг на лице, потерянность, стоишь и не знаешь, что дальше будет. Но мои картины не мрачные. Многие говорят, что они светлые, жизнеутверждающие. Вся моя боль, все женские переживания и муки – они в моих стихах. В картинах – вся радость жизни.

– И немало иронии. Работа «Чаепитие», например, с тучным мужчиной на берегу моря.

– О, этот мужчина полностью игнорировал и море, и пляж, и всех окружающих! Он уткнулся в свой телефон и чуть ли не весь день провёл в такой позе. Дело было в Дербенте. Сидит этот мужчина, не отрывается от мобильника. Пятнадцать минут прошло, полчаса, я говорю мужу: «Миш, мне кажется, он долго не сдвинется с места, дай-ка я его нарисую!» Я его часа два рисовала, а он сверх этого ещё полтора часа так и сидел. Типичен для нашего времени! (смеётся).

–  У вас ещё опыт работы моделью. Здесь можно увидеть и фотографии с фэшн-съёмок. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Это был интересный проект одного московского дизайнера, создающего одежду для инвалидов. Я демонстрировала некоторые наряды. Такая одежда более просторная, удобная, без молний и пуговиц, мелких деталей, усложняющих нам жизнь. Мы же не можем многие элементарные для обычного человека вещи делать самостоятельно. У меня был период, когда выходила на улицу и просто прохожего просила: «Будьте добры, завяжите мне ботинки». И мне помогали. Знаете, я себя беспомощной в этом плане никогда не ощущала, потому что всегда умела говорить, что мне нужно, и всегда находились люди, готовые помочь.

– Картина с розами «Цветы Астемира». Кто такой Астемир?

– Астемир Маршенкулов. Музыкант, композитор, известный почти всем нальчанам. Я дружу и с его мамой Людмилой, с которой познакомилась на его концерте. Удивительные люди, общение с которыми мне очень дорого. Сейчас у них во дворе стоит мой трёхколёсный велосипед с моторчиком, они оказывают большую дружескую услугу, предоставляя площадь под его хранение. Я аж с Мальбахова еду на нём к озёрам Нальчика и рисую. Немного экстремально передвигаться на нём по городу, учитывая, что многие тротуары не приспособлены к такому виду транспорта. Но я и с парашютом прыгала, и скакала галопом на лошадях! Мне дано ДЦП свыше для каких-то испытаний в этой жизни. Но сверх него я для себя придумываю другие испытания, вплоть до каких-то мазохистских вещей. Мне необходимы сложные обстоятельства, выходя из которых победителем, я дышу по-новому, лучше, свободнее. Мне важен сам процесс преодоления трудностей жизни. Мне необходима проверка собственных сил. Такой я человек.

Беседовала Марьяна Кочесокова

Мария Загорская – выпускница Академического училища памяти 1905-го года и Государственного специализированного института искусств. Коренная москвичка живёт в Нальчике с 2013 года, всего десять лет. Но за это время она успела стать одной из самых узнаваемых нальчанок. Её часто можно увидеть в курортной части города. Это она, та самая – рыжая, сероглазая и с картинами.