Госдума приняла закон о трудовом воспитании школьников, который вступит в силу 1 сентября.
Депутаты внесли коррективы в Федеральный закон «Об образовании» и дополнили понятие «воспитание» трудовой составляющей, направленной, по словам законодателей, на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. «Учителя и родители просят депутатов, чтобы трудовое воспитание вновь стало неотъемлемой частью школьной программы», — прокомментировал инициативу Председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Причём теперь для привлечения школьников к общественно полезному труду согласие родителей не требуется. Министерство просвещения и образовательные учреждения будут решать вопрос о мерах трудового воспитания детей в одностороннем порядке. Также в законе прописано возвращение серебряных медалей, переименование предмета ОБЖ в «Основы безопасности и защиты Родины» и внедрение и развитие профориентационных программ для старшеклассников.
Новый закон уже успел всполошить общественность — «возвращение в Советские времена?», «трудовые наряды на полевые работы?», «прополка сахарной свёклы или сбор яблок?» Однако депутаты поспешили успокоить учащихся и их родителей: школьники будут обязаны участвовать в общественно полезном труде с учётом возрастных и психофизических особенностей. В частности, авторы законопроекта указали: поддержание чистоты в классах, оформление школьной площадки к мероприятию, создание театральных костюмов, посадка растений во дворе, помощь в музее или библиотеке, а также помощь ветеранам и забота о местах памяти.
Соцопрос на актуальную тему в своём телеграм-канале провёл Министр по делам молодёжи в КБР Азамат Люев. На вопрос «Поддерживаете ли вы решение о закреплении в законодательстве трудового воспитания школьников» подписчики, среди которых (согласно опросу ниже) около 23% школьников, 38% — 18-35 лет, 29% — 35-50 лет и 10% — 50 и больше, ответили «Да, полностью поддерживаю» — 71%, «Да, но есть риски и сомнения» — 17%, против — 8% и всё равно — 4%. В опросе о том, каким они видят это трудовое воспитание, мнения разделились следующим образом: 35% ностальгирующих по СССР проголосовало за выездные трудовые практики за пределами школы (предприятия, поля, общественные территории); 29% — за альтернативное трудовое воспитание (спорт, туризм, творчество); 17% — за уроки труда в кабинете; 12% — за старый добрый субботник; и 7% — за смены в детских лагерях с трудовыми форматами в каникулярное время (из песни слов не выкинешь).
Сам Министр прокомментировал новый закон так: «Считаю, что это одно из самых важных решений в сфере воспитания за последнее десятилетие, а может быть, и более. Трудовая деятельность — основа любого воспитательного процесса. Только через разного рода трудовую практику вкупе с другими методиками можно вложить в сознание детей и молодых людей правильные принципы и жизненные ориентиры. Самое важное — труд учит преодолевать, побеждать, ценить и понимать». Также он отметил, что у республиканского минмолодёжи уже есть несколько инициатив, которые планируется обсудить с коллегами и родительским сообществом.
Интересно, что одновременно с принятием поправок в закон об образовании в ходе прямого эфира ЦУР КБР с руководителем департамента занятости населения Минтруда республики Кантемиром Афашаговым он заявил, что сезонная работа среди местной молодежи 14-18 лет набирает популярность.
Чтобы узнать, как относятся к воспитанию через труд местные школьники и их родители, мы провели небольшой опрос среди горожан.
Таира Мамедова
Опрос
Ирина Иванова, мама 2 детей 5 и 7 классов:
— Я думаю, что это правильно. Мы сами в своё время ходили на трудовую практику. Ребёнок должен привыкать убирать за собой и дома, и в школе. В школе, где учатся мои дети, после 5 класса уборкой кабинетов занимаются ребята. Есть график дежурств, они остаются после занятий и убирают кабинет, в котором был последний урок. Генеральную уборку у старшего ребёнка в 7 классе также делают сами дети, раньше этим занимались родители.
Марина Карданова, мама 3 детей 4, 9 и 11 класс:
— Если речь идёт о трудовом воспитании, как это было раньше, когда отправляли собирать картошку и т. д., то я против. Не потому, что такой труд не подходит детям, просто сомневаюсь в правильной и безопасной организации такого рода практики. Вместо этого я предпочла бы социальную практику: навещать стариков, ходить к одиноким и больным людям, выводить их на прогулку, делать покупки за них. Или же помогать в работе детского сада. В таком случае воспитание будет не через принуждение к физическому труду, а за счёт естественной потребности человека помогать и заботиться о тех, кто в этом нуждается.
Екатерина Ивкина, мама ученика 4 класса:
— Наверное, я была бы не против трудового воспитания. У нас и сейчас в школе младшеклассников привлекают к посильному труду на субботниках. И, кстати, сын любит на них ходить и помогает во всём с большим рвением. Но я против выездных трудовых практик. У меня сомнения по поводу организации такого рода мероприятий. Не думаю, что школа сможет обеспечить безопасность в том виде, в котором я это понимаю. Мы живём в такое сложное время, школа даже в собственных пределах не всегда может обеспечить безопасность детей.
Амин Гергов, 7 класс:
— Бесплатно работать я не согласен.
Самира Канкулова, 11 класс:
— Ну, мы и сейчас в школе убираем. Подметаем и моем полы в классах, вытираем пыль, поливаем цветы, иногда во время субботников чистим территорию школы. Насчёт выездных практик сложно что-то сказать, у меня не было такого опыта, хотя папа рассказывал истории о том, как он в старших классах ездил на сбор клубники, кажется. Но он больше рассказывал о том, как они там веселились, а не работали.
Имран Тлупов, 10 класс:
— Я не против, хотя я не совсем понял, что именно нужно будет делать. Мы и так участвуем во всём, что происходит в школе. Я состою в волонтёрском активе школы и Юнармии. Помимо обычных обязанностей по уборке класса и субботников, мы помогаем в организации школьных и городских мероприятий, посещаем ветеранов. Но я против трудовых практик во время каникул. Мне кажется это неправильным.