Нальчик

Сердце, тебе не хочется покоя?

С февраля этого года в Центральной модельной библиотеке г. Нальчика работает литературный салон, который собирает заядлых книгочеев на обсуждение книг, лекции, а с недавних пор и встречи с авторами. 19 августа здесь прошло обсуждение повести «Пациент 132, или Живи здесь и сейчас» Асфара и Ибрагима Шаовых, ради чего авторы специально приехали из Майкопа.

Для них это был первый литературный опыт, их основная сфера деятельности научно-педагогическая: Асфар является доктором философских наук и ведущим научным сотрудником АРИГИ, а Ибрагим – кандидат юридических наук и доцент АГУ. В начале этого года повесть вышла в Нальчике при поддержке книжного магазина «Sreda book», после чего начались её невероятные приключения: публикация в североосетинском литературном журнале «Дарьял», обсуждения и встречи с читателями в Нальчике, Владикавказе, Магасе, Майкопе. Как признались авторы, разбор произведения в литературном салоне в нальчикской библиотеке, скорее всего, подведёт черту под этим книжным турне, поскольку этот анализ получился самым профессиональным в литературоведческом смысле. И это закономерно: присутствовали филологи, писатели, преподаватели, но это мероприятие не стало чисто филологическим собранием с высоколобым разбором, присутствовали и непрофессиональные читатели – программисты, журналисты, студенты и т.д.

Повесть получилась очень дискуссионной и мало кого оставляющей равнодушной. В центре сюжета мужчина средних лет Адам, который находится в редкой и сложной жизненной ситуации: он восстанавливается в больнице после трансплантации сердца. Однако фокус авторского внимания сосредоточен не столько на этой истории, сколько на психологическом состоянии героя. В этих абсолютно исключительных обстоятельствах он сталкивается с широким кругом проблем, которые сам для себя очерчивает. Через вполне конкретный опыт Адама (авторы не скупятся на медицинские подробности) происходит экзистенциальная переоценка общечеловеческих вопросов: идентичность, самоопределение, выбор себя и своего окружения, верность, ответственность за свою жизнь «до» и, конечно, «после» и др.

На протяжении всей повести лейтмотивом проходит навязчивое желание Адама выпить кока-колы из стеклянной запотевшей бутылки. Как пояснили на встрече в Нальчике авторы, это адаптация библейского мифа о запретном плоде. Но другим важнейшим смысловым наполнением этого мотива становятся рефлексии на тему общества потребления: когда наши мысли, желания и предпочтения обусловлены только рекламой, что остаётся от нас самих? Текст повести пересыпан рекламными слоганами напитка, и порой начинает казаться, что в процессе реабилитации они заменяют герою даже базовые потребности. Австрийский писатель Роберт Музиль, на которого Шаовы часто ссылаются и называют своим вдохновителем, писал о человеке без свойств, писатели из Адыгеи пишут о человеке без эмоций, вместо которых у него – навязанные рекламой желания.

Вообще, ассоциативный ряд, который выстраивают авторы, впечатляет, в книге мы находим прямые упоминания более двух десятков имён писателей и философов – от Сократа до Апдайка, аллюзии на фильмы и художников-авангардистов (Мондриан) и даже цитацию икон рэперской субкультуры (Тупак и Баста). Это заметно усложняет и в какой-то степени утяжеляет произведение, но, с другой стороны, становится и свидетельством богатого научного бэкстейджа писателей.

Повесть, почти полностью построенная в форме внутреннего монолога, изобилует меткими афористичными фразами. Герой, который постоянно находится наедине со своими мыслями, например, приходит к выводу, что «сердце не столько физический, сколько трансцендентный орган». И как бы авторы ни пытались увести читательское внимание от этой проблемы, мы мысленно возвращаемся к ней снова и снова: как жить с новым/чужим для тебя сердцем?

Некоторые ответы находятся у Асфара и Ибрагима Шаовых, но и читатель ищет свои собственные, когда сталкивается с «Пациентом».

Ирина Антонова