Поэтический спектакль – жанр, к которому в республике обращаются исключительно редко. С одной стороны, лирика даёт больше свободы для трактовок и в разы увеличивает выбор изобразительных средств, ведь поэтический театр почти во всех случаях синтетический. С другой, эта свобода и богатство выбора и проявляют истинный талант режиссёра и артистов, ведь отсечь от огромной субстанции возможностей лишнее, как это делал Микеланджело с монолитом мрамора, чтобы в результате получилось произведение искусства, – задача архисложная.
Тем удивительнее, что справились с ней совсем молодые люди – надежда Балкарского драматического театра, а по большому счёту – и всей театральной общественности республики.
Постановка «Озарённые поэзией» на стихи Любы Ахматовой – дебют вчерашнего выпускника актёрского отделения Института им. Бориса Щукина, а ныне первокурсника этого же легендарного театрального вуза, только его режиссёрского факультета, Марата Джаппуева. В этот раз он и ставил, и играл.
Уже по афише было понятно, что зрителя ждёт встреча с чем-то необычным. Словно написанная от руки на ватмане, с пробелами от малярной макловицы, а шрифт – какой-то обэриутский, хармсовский, отправляющий в театральные эксперименты первой трети двадцатого века.
Под стать той эпохе и сценография, выбранная режиссёром и художником Джаппуевым. Не просто ахроматическая гамма, а картинка, будто написанная русским соусом – смесью сажи и клея – и другими природными рисовальными материалами – сангиной, мелом.
Режиссёр объединил не связанные между собой поэтические тексты в единую драматургию. К девушке, вышивающей на пяльцах, приходит некое существо, предлагающее ей мобильный телефон. В общем-то ясная всем метафора замены многовековых устоев, понятий и представлений на современные унифицированные. Замена и подмена: действенной поддержки – лайком, живого смеха – хохочущим колобком, искреннего сочувствия – плачущим колобком, любви – мультяшными сердечками. А в более широком масштабе это спектакль о забвении чести, достоинства, института семьи, уважения к старшим и других краеугольных истин тау адета. А вместе с ним – и адыгэ хабзэ, и других прекрасных и справедливых сводов правил, которые тысячелетиями сохраняли человека в человеке.
Но как сказать, чтобы это не прозвучало старческим брюзжанием или канцелярским пафосом трибунных речей? Кажется, проекту «Озарённые поэзией» удалось сделать это искренне и проникновенно.
Стихами Любы Ахматовой молодые артисты Балкарской драмы говорили с соплеменником, да просто с любым человеком о тоске по родному дому, по родным камням, об Эльбрусе как источнике мудрости и вдохновения, о самопожертвовании, о взаимопомощи, о любви…
Минимум атрибутики. В распоряжении артистов – пяльцы и огромные полотнища белой ткани. Пяльцы играют со зрительским воображением, превращаясь то в утробу матери, объединяющей двух враждующих братьев, то в волшебное зеркало, в котором отражается весь величественный и скорбный путь балкарского народа, то в символ предназначения женщины стать хранительницей семейного очага и уюта – быть смиренной и гибкой силой, успокаивающей, уравновешивающей мужскую гордыню и мужское отчаяние.
А белые полотнища, послушные фантазии режиссёра, трансформировались то в снежную бурю на Эльбрусе, то в саму величественную гору, то в плащ философа, то в колесо жизни, сменяющее времена года.
А когда девушки скрутили полотна в свёртки, в которых узнавались очертания будущих детей в пелёнках, в зале послышались женские вздохи, всхлипы.
И таких находок, которые били в самое сердце, в спектакле гораздо больше, чем требовалось, чтобы зрители ушли домой потрясёнными.
Чего только стоит сцена навязчивого кошмара – поезда, двигающегося по замкнутому кругу, должно быть, увозящему самых родных людей, и человека, пробуждающегося в ужасе от невозможности его догнать.
Или театр теней под абсолютно безумный атональный саундтрек, где через пелену заблуждений, ложных ценностей, возможно, экраны гаджетов, пробивается оголённая человеческая душа. Пелена спадает, и артисты идут к зрителям на авансцену с настойчивым вопросом: «Что ты понял?», вовлекая пришедших в эту удивительную иммерсию, позволяющую почувствовать себя сотворцом происходящего.
Или сцена похорон матери, где полотна – погребальные саваны, но в то же время и небесный альков. А простой белый стул – престол, который, несомненно, занимает мать в иерархии человеческих ипостасей на земле.
И сенокос как продолжение земной жизни. И мудрость и необратимость весны, которая разжигает в сердцах молодых огонь. И вот двое, ещё вчера враждовавших брата, сегодня уже объединены этим древним счастьем крови – и кружат своих избранниц под безудержный, сшибающий энергией притяжения мужчины и женщины вальс Хачатуряна.
Музыка в этом спектакле определённо делает, что ей и положено: объясняет то, что не под силу даже словам. Оттого так пронзительно в финальной сцене выхода с родовыми тамгами звучит ретрозапись Омара Отарова в сопровождении хора, с винтажным радиозвуком – запись реальных голосов реальных людей, чьи души через десятилетия обращаются к своим потомкам словами, известными каждому горцу.
И всё же главное, чем взяли «Озарённые поэзией», – это огонь в глазах артистов: смысл данного фразеологизма явился во всей красе и ясности в спектакле. Казалось, что сейчас вспыхнет занавес, закоротят осветительные приборы от высокого актёрского напряжения. Что это – пока ещё свежие знания от великой вахтанговской школы или новая веха в истории Балкарского драматического театра? Время покажет.
Директор театра Мажит Жангуразов, обращаясь к зрителям в финале второго премьерного дня, поблагодарил Главу республики Казбека Кокова за предоставленный грант и возможность ставить подобные спектакли, поднимающие проблемы сохранения родного языка и традиций народа.
Люба Ахматова: «Пробирало до мурашек…»
Овация, которую устроили молодым артистам, длилась и длилась. Люба Ахматова, смущаясь, поднялась на сцену и будто не верила тому, что происходит. Позже она поделилась с нами своими мыслями и эмоциями:
«Получила истинное удовольствие. Ребята такие талантливые, такие потрясающие. Мастерски подобрана музыка, сценические решения. Пробирало до мурашек… И, признаюсь, немного странно было слышать свои стихотворные тексты в таком действительно нестандартном преломлении. Стиль постановки – новое, совершенно необычное для нашей местной сцены явление. Удивила глубина эмоционального состояния героев. Решение с белой тканью, игра света и тени – всё это создавало ощущение волшебства. Сюжетная линия, гармоничный переход от одного текста к другому, умение сложить всё это в единую картину мира – просто восторг. Я хочу пожелать дальнейших творческих успехов и упорства режиссёру-постановщику Марату Джаппуеву и его команде. Развитие многосторонних дарований этого молодого человека я наблюдаю с его десятилетнего возраста. Марат учился в школе, где я проработала более тридцати лет и продолжаю работать. Он блистал на школьной сцене в качестве чтеца стихов, исполнителя песен и танцев, ролей в спектаклях, был бессменным ведущим многочисленных мероприятий. Я очень горжусь, что тоже приняла участие в выборе его творческого пути и косвенно – в поступлении в один из лучших театральных вузов страны.
Огромная благодарность молодым актёрам и всей творческой команде в лице наставника и руководителя театра Мажита Жангуразова за такую прекрасную постановку, за такие извечные и в то же время актуальные темы, за простор дум и размышлений».
Марат Джаппуев – без пафоса, без штампов
Мы поговорили с режиссёром-дебютантом о спектакле, уже наделавшем шума в театральных кругах города.
– Дерзко и смело. Впрочем, иначе невозможно, учитывая, что вам нужно было заявить о себе. А ещё оправдать надежды – это я про руководство театра, доверившее постановку первокурснику режиссёрского факультета.
– Огромное спасибо Мажиту Байдулаховичу, что пошёл на этот в определённом смысле риск. Он всегда по-особенному относился к нашей балкарской студии щукинцев, возлагал на нас большие надежды, во всём помогал и помогает.
– Но не все на сцене – щукинцы. Танзиля Баймурадова – студентка СКГИИ, Ферида Атакуева – самородок, для которой выход на профессиональную театральную сцену – дебют. Алихан Глашев – ваш однокурсник, но не отучившийся до конца.
– Да, это так. Но, работая над постановкой, мы использовали весь арсенал вахтанговской школы, всё, чему нас научила наша театральная мать Нина Дворжецкая. И то, что я успел узнать за первую сессию от своего наставника в режиссёрской профессии Сергея Яшина.
И тот факт, что не все пока ещё дипломированные актёры, не помешал нам. Наш народ богат талантами, просто в современных реалиях профессия актёра не в топе самых желанных. Хотелось бы подобными постановками, кроме прочего, продемонстрировать своим ровесникам и более молодым людям, что театр может быть интересным, стильным, захватывающим.
– Постановка явно имела успех. Хотя могла и оглушительно провалиться, учитывая её нестандартное для местной публики сценическое решение.
– Этот спектакль изначально был авантюрой. Но так велико было желание сказать то, что в итоге услышал зритель! Мне просто захотелось поговорить о Родине. Без пафоса, без штампов, без хичинов и плясок, не в привязке к определённым датам. Мне захотелось поговорить о сокровенном, о том, что спрятано на самой глубине души под илом унифицированного мышления и псевдоценностей. Мне захотелось увидеть красоту своей Родины и своего народа не в противопоставлении кому-то или чему-то, а в единстве космоса, где каждая звезда прекрасна. И твоя звезда – твоя Родина – прекрасна, потому что она твоя. Мне захотелось понять себя, и я обнаружил, что не могу сделать это в отрыве от земли, где родился, от людей, которые любили друг друга на протяжении веков, чтобы в результате появился я, каждый из нас.
А сборник лирики Любы Ахматовой я знаю от и до. Уже не один год держал в уме, что когда-нибудь сделаю эту поэзию основой какого-то проекта. И вот сбылось.
Алёна Мякинина
В спектакле заняты: Ферида Атакуева, Шахым Байдаев, Танзиля Баймурадова, Светлана Байтуганова, Алихан Глашев, Арафат Гогуев, Марат Джаппуев, Мухаммат Жашуев, Аскер Сарбашев.