Неугомонный Роман Крюков – режиссёр, который, как тот кот, работает сам по себе, представил вниманию местной публики комедию «Чай с мятой или лимоном?».
Большинство артистов, занятых в спектакле, – непрофессиональные актёры. Гримёр, блогер, футбольный тренер, учитель… А во втором составе и вовсе хирург. Что заставляет всех этих людей собираться в нерабочее время и до изнеможения пахать, понимая, что никакой материальной выгоды из проекта не извлечь? Одному только этому чистому азарту можно аплодировать. А чему ещё? Давайте разбираться.
Пьеса о плохом театре. Или о любом театре. Потому что проблемы, высвеченные в комедии, хоть и доведены до гротеска и абсурда, знакомы, пожалуй, любой труппе. Два дня до премьеры, ничего толком не готово. Главная роль у сына спонсора. В диалоги вплетена нелепая тирада о чаях – ведь именно этот продукт нужно прорекламировать. Начинающая актриса – экзальтированная, недалёкого ума. Исполняющий эпизодическую роль бас – недооценённый, страстно желающий продемонстрировать свои вокальные и прочие способности в несчастных трёх репликах холуя, выносящего чай.
Почивший на лаврах заслуженный артист в оранжевом шарфе – симптоме неизлечимого актёрского нарциссизма – со своими приевшимися приёмчиками и шутками из разряда «сам шучу – сам смеюсь», при этом не удосужившийся выучить текст.
Костюмерша-уборщица, вечно подшофе, добавляющая обаятельной дурости в этот бедлам. Рабочий сцены, он же завпост, он же мужчина с декларативным либидо – объект вожделения режиссёрши. И сама режиссёр – страстная, полная идей, заполняющая пространство своим постановочным талантом.
Театр в театре – приём, который обожают зрители. И вот мы становимся свидетелями ссор, склок, интриг, драк служителей Мельпомены. И эта изнанка в уродливых швах и катышках веселит нас ещё и потому, что падающая звезда – это, скорее, не чудесно и прекрасно, а смешно, если эта звезда – актриса, с которой упал парик. Вслед за авторами пьесы Роман Крюков развенчивает миф о возвышенности актёрского дела и таинственности произведения искусства. Смех, китч, иногда на грани, когда сложно было понять – это Аслан Кашежев так хорошо играет того, кто плохо играет, или просто так вот играет?
Перечислять все забавные фишечки и находки не имеет смысла – надо прийти и увидеть. Артисты позволяли себе откровенное хулиганство на сцене – и да, это было смешно. Но при этом раскалывались непозволительное количество раз. Всё-таки смеяться должны зрители, а не сами актёры.
Постановка временами сваливалась в бардак и суету, а все мы знаем, что комедия положений, особенно про «бардак и суету», на самом деле должна быть максимально острой, чёткой и отрепетированной. Возможно, это придёт с каким-нибудь очередным разом. А разы эти должны быть непременно. В постановке есть настроение, атмосфера. В ней есть горячо обожаемый всеми Учитель года Аслан Кашежев. В ней есть Зита Кабулова – настоящая комедийная актриса: вот тот случай, когда можно идти на спектакль хотя бы ради неё. Но не только. Ещё Лиуан Тамазов, который, что греха таить, добавлял профессионального контраста на фоне самодеятельности. Но тут уж сложно просить человека играть хуже ради общего блага.
Однозначно спектакль «Чай с мятой и лимоном?» – эксперимент интересных, увлечённых людей. И было приятно стать частью этого остроумного эксперимента в нальчикский мартовский вечер.
Поговорили с режиссёром Романом Крюковым. Он, как всегда, немногословен.
– Ясно, что вы несильно обогатились с постановки. Зачем тогда все эти муки творчества?
– Просто люблю делать то, что мне нравится. И разделять это с теми, кому это тоже нравится. И всё это становится возможным благодаря людям, которые помогают. Так, премьера этого спектакля состоялась при поддержке Аслана Мазукабзова и Фариса Камергоева.
– Вы не впервые работаете с непрофессиональными актёрами. Это принципиальная позиция?
– Для меня нет разницы, есть у человека диплом или нет. Важно его желание работать, быть частью проекта. Да и в некоторых наших театрах есть большое количество людей, у которых нет диплома актёра.
– Чтобы показать плохой театр, плохого актёра, нужно быть очень хорошим актёром – играть пьяного лучше всё-таки трезвым. Как думаете, у вас получилось хорошо показать плохой театр?
– Наверное… Пусть зрители скажут, получилось или не получилось. На мой взгляд, какие-то моменты были очень, очень точны.
Алёна Мякинина
В спектакле заняты: Аслан Кашежев, Инна Дышекова-Орсаева, Зита Кабулова, Евгений Енин, заслуженный артист Кабардино-Балкарии Лиуан Тамазов, Ахмед Казанчев, Маргарита Луцкая.