Нальчик

Асир Шогенов: «Я работаю в крутом театре»

На последней в сезоне премьере Русской драмы среди зрителей оказался Асир Шогенов. Этот актёр знаком каждому любителю театрального искусства республики. Многие до сих пор считают его одним из самых одарённых актёров кабардинской студии института им. Щукина 2015 года выпуска. Но насладиться его творчеством теперь можно, только посетив Краснодарский академический театр драмы, где наш соотечественник служит с 2017 года. Есть ещё вполне реальный вариант – гастроли, с которыми Краснодарская драма регулярно отправляется в самые дальние уголки страны.

Полюбопытствуйте и посетите сайт КАТД им. Горького. Во-первых, вы в принципе будете поражены разнообразием и количеством репертуарных спектаклей. И, возможно, испытаете гордость, обнаружив, что в шестнадцати из них занят Асир Шогенов. А если когда-нибудь отправитесь посмотреть «Чайку», где наш земляк исполняет роль Треплева, не удивляйтесь, что услышите из его уст реплики на кабардинском языке.

Мы разузнали у актёра, чем он сейчас живёт и дышит.

– Не так много детей в нашей республике желают связать свою жизнь с театром. А если и мечтают стать актёрами, то сниматься в кино. А вы с подросткового возраста занимались в известной театральной студии Галины Сапрыкиной. Как так вышло?

– Да, я тоже не думал и не собирался. Но, как это часто бывает, случай… Ещё до Галины Сапрыкиной, учась в лицее в Старом Череке, ходил в театральный кружок к Нэлли Холаевой. Как это произошло? На День учителя просто не хватало людей для участия в представлении, и меня попросили выступить. Вот тогда я почувствовал, что мне понравилось, что на меня смотрели, как на меня смотрели, аплодировали. Постепенно я втянулся, стал посещать этот кружок. А потом уже Нэлли сказала, что я должен заняться театром серьёзнее в студии Галины Сапрыкиной в Нарткале. И там всё завертелось. Играл в спектаклях, постигал азы. Мы даже ездили на Дельфийские игры в Самару. Затем я был частью коллектива «SK-стайл», с которым мы делали программы, ездили по городам с гастролями.

– Как вы стали частью кабардинской студии Театрального института им. Щукина?

– О такой возможности мне рассказала Галина Сапрыкина: мол, ведётся отбор, и я мог бы попробовать. Без особых надежд отправился в Кабардинский театр, куда приехали педагоги из «Щуки» прослушивать желающих. С первого тура меня сразу взяли на третий, так и поступил.

– Наверное, как и многие начинающие артисты, не сразу встретили одобрение в семье?

– Да, родители сомневались. Особенно папа, который резонно считал, что я едва ли прокормлю семью с такой профессией. И всё же я поступил. Не вопреки, нет. Я постарался объяснить, что хочу попробовать. И мы договорились, что если ничего не выйдет, пойду в ту область, куда скажет отец. Но у меня получилось.

– Каково было неискушённому парню из провинции в легендарном вузе с такой предельной концентрацией актёрских эго и амбиций?

– Ну, для начала скажу: я счастлив, что мне повезло учиться в одном из лучших в мире вузов в области театрального искусства. Хотя были моменты, когда хотелось всё бросить, настолько сложно было. Не по-детски сложно.

Когда приехали в Москву, вообще не понимали, где находимся. Поначалу ты наивно полагаешь, что тебя сразу ждут все режиссёры и продюсеры, ты будешь крутым артистом. Постепенно ты приходишь в себя, теряешь эту надежду: ведь никто, конечно, не приезжает, не берёт тебя в кино. Ко второму курсу начинаешь понимать, насколько это сложный город. Учишься синхронизировать город, общежитие, новых знакомых, педагогов и начинаешь соображать, где ты находишься и зачем. К четвёртому курсу объективно понимаешь, что, по большому счёту, ты никому не нужен, кроме республики, которая отправила тебя учиться.

Но саму «Щуку» вспоминаю с особенной теплотой, вот это щукинское братство. Мы до сих пор общаемся со всеми студентами, не только с однокурсниками. Придерживаемся традиций «Щуки», старой школы Станиславского и Вахтангова. Я бы повторил это ещё раз. И, надеюсь, будет ещё возможность учиться в институте им. Щукина. Теперь уже на режиссёра. Уже есть опыт в этой профессии – поставил в Адыгее для Драматического молодёжного театра спектакль «Ехай» по пьесе Нины Садур.

– А было желание закрепиться в Москве, не возвращаться в Нальчик?

– Я очень благодарен Руслану Борисовичу Фирову, который, к сожалению, ушёл от нас. Он великий человек, который смог добиться, чтобы нас отправили, оплатили обучение, ещё и стипендию выплачивали. На протяжении всего обучения он всячески поддерживал нас. Думаю, одним только этим он заработал себе псапа от нас всех и республики.

В середине четвёртого курса Руслан Борисович приехал в «Щуку», смотрел наши спектакли. Он очень переживал, что некоторые студийцы хотели остаться в Москве, и спросил: «А ты вернёшься?». Я не мог подвести человека, который всем нам дал такой шанс. Вернулся в Нальчик и стал работать в Кабардинском театре.

Правда, всего один театральный сезон. Мы играли и дипломные спектакли. Мне также доверили ключевую роль наркомана в спектакле «Изнанка тишины». И всё же хотелось играть больше, ещё больше и разное… И я принял решение уехать в Краснодар.

– Судя по информации в сети, ваша творческая карьера в Краснодарской драме складывается весьма успешно, и нереализованность – бич многих актёров – точно не про вас.

– Я работаю в крутом театре. Даже если сравнивать со столичными, он не отстаёт и не хромает. К нам приезжают ставить замечательные режиссёры из Москвы, Питера, у нас очень сильная труппа, директор театра, администрация. Главный режиссёр настолько грамотно всё распределяет, что все актёры при работе.

– Видимо, в Краснодаре не меньше рады такому артисту. Во всяком случае, в вашем личном архиве уже благодарность от министерства культуры Краснодарского края с формулировкой «за существенный вклад в развитие, сохранение и популяризацию кубанской культуры, искусства».

– За эти семь лет сыграл огромное количество ролей. Когда только начинал, был Карточный Королём в «Алисе в стране чудес». Даже Стог сена играю – и мне это нравится. Из последних ролей – Треплев в «Чайке», Херувим в «Зойкиной квартире».

Да, не все роли сразу были главными. Но я развивался, читал, изучал свои способности. И когда приезжали режиссёры, я всё чаще стал проходить кастинги. Я люблю свои роли в постановках «Бесприданница», «Снегурочка», «Зойкина квартира», «Ромео и Джульетта», «Двойник» и «Записки из мёртвого дома»… Да, выступаю в разных амплуа. Но есть мечта сыграть роль такого человека, с гнильцой, который всё ворошит, какие-то страшные мутные дела у него.

Да, я постоянно занят, практически живу в театре, но я этим наслаждаюсь. И мне всё мало. Иначе невозможно. Лучше не работать, если ты не отдаёшь себя театру полностью. И хоть театр – великий обман, мы не имеем права обманывать зрителя. А для этого ощущения правды нужно беспрестанно работать.

– На вашей страничке много фото с музыкальными инструментами – гитарой, барабанами, флейтой…

– Актёру подвластно всё. На самом деле у меня нет музыкального образования. На флейте научился играть сам, по собственной инициативе, посчитав, что для образа Леля в «Снегурочке» это самое то. Сам купил инструмент, сам научился. Режиссёр поддержал меня – и теперь я в этом спектакле меньше говорю и больше играю. То же произошло и с гитарой. Освоил её для спектаклей частного театра «Один театр», где я тоже занят в трёх постановках.

– Вы серьёзны не только в своём ремесле, но и в делах сердечных…

– Да, у меня есть любимая семья. Женился я в 22 года, у нас с Дашей двое детей: пятилетний сын Ратмир и двухлетняя дочка Эсмира.

– Ваш путь в Нальчик отрезан? Или всё же есть вероятность, что вернётесь сюда жить и работать?

– Нельзя так говорить, что путь отрезан. Может, однажды я захочу приехать в родные края, играть в нашем театре, сажать виноград. Никто не знает, что будет…

Алёна Мякинина