Нальчик

Это надо видеть

В Театре юного зрителя премьера «Вождь краснокожих» по новелле О.Генри совпала с праздничными для республики и города выходными. Вот это настоящий подарок гражданам всех возрастных категорий – идеальный вариант для семейного просмотра.

И пусть аббревиатура ТЮЗ не вызовет ни у кого снисходительной реакции. Если так дальше пойдёт, это заведение станет любимым театром и у более возрастной публики.

Сюжет похищения двумя горе-бандитами десятилетнего сорванца и хулигана стал не просто хрестоматийным: это уже культурологический канон. Сложно сосчитать, сколько постановок, кинолент, мультфильмов родилось от этого беспроигрышного и всегда привлекательного для зрителя конфликта, когда похищенный настолько достаёт своих похитителей, что они сами готовы приплатить, лишь бы избавиться от него.

Кочующий сюжет добрёл и до нашего ТЮЗа. Режиссёр Евгения Толстова сделала это динамично, весело, изобретательно, музыкально.

Всё происходящее на сцене отзывалось в сердце и голове приятными аллюзиями. Режиссёр объединила стилистику немого фильма с его гротескными эмоциями, мимикой и жестами. Во всём этом прочитывался тот самый мультипликационный ход, который так блестяще использовался в «Острове сокровищ» и пилотовских колобках.

Артисты работали, смешивая самые разные актёрские направления. Мы увидели актёров немого кино, вестернов, мюзиклов, оживших мультипликационных персонажей. Причём из одного состояния в другое переходили легко, непринуждённо, без грубых швов. Если бы не сценические костюмы – хоть выжимай, можно было бы предположить, что артистам это и вовсе ничего не стоит.

Похоже, дети совсем не замечали этого стилистического перехода, ведь в их головах чудесный хаос ещё не оформился во взрослую сепаратную придирчивость. Да, это был тот ещё замес! Звук расстроенного фоно из салуна, образ тапёра подшофе в кинотеатрах начала XX века. Пляски девчонок – обаятельный кордебалет в водевильных традициях. Да, не мешало бы поработать над пластикой, над синхронностью, но, надеемся, это дело наживное.

А какое плотное действие! Каждое мгновение заполнено шуткой, приколом, жестом, оценкой. Теперь сыграть это ещё раз десять, отточить – и будет вообще конфетка.

Нехудой кавказский мужчинка с щетиной, которую не скрыть никаким гримом, – да, именно Кантемир Емузов должен был сыграть десятилетнего алабамского мальчугана. Это было в самом деле смешно. И на контрасте с этой милой упитанностью лёгкость и подвижность артиста вызывали восторг и смех.

Субтильный и нервный Илья Юсупов в роли Сэма с брезгливым выражением лица и повадками большого красивого насекомого – это тоже было неплохо.

И всё же в трёхголосии главных героев наиболее отчётливо слышалась тема Алима Сибекова в роли Билла. Как это у него получается, что сам по себе гениальный текст О.Генри становится ещё круче, ещё смешнее. Как это он умеет из, казалось бы, обычных слов извлекать столько юмора! Такие актёрские удачи должны становиться темой для городских разговоров. «Видели Сибекова в новом спектакле? Нет?! Обязательно посмотрите!».

Если в ТЮЗе будут идти такие постановки, есть шанс, что в Нальчике вырастет поколение умных, эрудированных взрослых театралов с хорошим вкусом.

Алёна Мякинина

 

Над спектаклем работали:

Режиссёр-постановщик – заслуженная артистка КБР Евгения Толстова, хореограф-постановщик – Валерий Толстов, художественный руководитель театра – Зита Кабулова, графика – Илья Орищенко, Вождь краснокожих Джонни Дорсет – Кантемир Емузов, Билл – Алим Сибеков, Сэм – Илья Юсупов, Эбензер Дорсет – Кантемир Асеев, миссис Дорсет – Татьяна Шурышкина, Трактирщица – Юлия Василенко, горожане – Виктория Магомедова, Саида Ганбарова, Лолита Шогенова.