Нальчик

Мурат Арипшев: «Мы здесь для детей»

Новая Республиканская многопрофильная гимназия в микрорайоне Восточный располагает поистине необъятной территорией в 31 000 кв. метров. Гигантский двор и прилегающие территории под стать мероприятиям федерального масштаба. Огромный актовый зал с костюмерными, гримёрными и техническими помещениями есть не в каждом театре. Большая столовая с отдельной зоной буфета общей вместимостью 830 мест! Три спортзала разного назначения, спортивное ядро с беговыми дорожками и зоной воркаута для сдачи нормативов, баскетбольная и волейбольная площадки. Большой конференц-зал, библиотека с просторным и светлым читальным залом, вытянутым вдоль панорамных окон, электронная библиотека с терминалом для зарядки телефонов, зона отдыха с шахматными столами. Бесконечные коридоры, оснащённые инфокиосками, где можно узнать расписание и интересующую информацию на сайте школы, и классы, оборудованные всем необходимым. Два кабинета технологии для девочек, оснащённые швейными машинами, печами и необходимой посудой для приготовления и сервировки блюд. У мальчиков столярная и слесарная мастерская. Не хватает в школе только специалистов.

– У нас нет преподавателей трудового воспитания для мальчиков, – рассказывает директор Республиканской многопрофильной гимназии Мурат Арипшев. – Кабинеты пока простаивают за ненадобностью, а некоторые из мальчишек вызвались изучать кулинарию вместе с девочками. Сейчас нет строгого деления типа трудового воспитания по гендерному признаку. Ребёнок может выбирать то, что ему интересно.

Ещё не хватает учителей математики, географии и начальных классов. Дефицит кадров – повсеместная проблема. Молодые специалисты не хотят идти работать в школу, опытные уходят в репетиторство. Наша школа может принять всех в одну смену, но из-за нехватки кадров вторые классы учатся во вторую смену.

– Возможно ли это сегодня – найти учителя, который сможет обучить детей столярному и слесарному мастерству?

– Можно пройти переподготовку, главное – чтобы было желание. Нам нужен специалист широкого профиля: это не только использование станков, но и азы управления беспилотником. С 1 сентября у нас появился новый предмет – основы безопасности и защиты Родины. В рамках занятий детей будут обучать навыкам управления и ремонта беспилотников. В школе оборудован электронный тир, есть макеты оружия (автомат Калашникова и пистолет ТТ), средства индивидуальной защиты кожи и дыхания. Также мы планируем обустроить военизированную полосу препятствий. Детям это направление очень интересно.

– Ваша школа рассчитана на 1500 учащихся. Вам удалось набрать такое количество детей? Всё-таки район ещё пустой, необжитый.

– Мы даже перебрали: 1 630 учащихся, и это при том, что мы не принимали 11-е классы!

– Что насчёт дополнительных занятий, творческих кружков и спортивных секций?

– Это школа полного дня. К нам во вторую смену приходят специалисты из «Солнечного города» и Дворца творчества детей и молодёжи, так что дети имеют возможность посещать кружки по интересам, не покидая стен школы. Это танцы, ИЗО, углублённое изучение предметов. Есть специалист, который займётся школьным театром. Много детей, желающих посещать секцию футбола, и есть спортивные школы, которые хотят здесь работать. Сейчас всё в процессе запуска, налаживания работы, регулирования расписания и пр.

Очень много сил отнимает организация питания. Накормить одномоментно 660 человек непросто, но я очень доволен нашим поваром и командой, которая работает в столовой. Готовят отменно. У меня вообще такое впечатление, что дети сюда приходят поесть.

На днях общался с коллегой из профильного колледжа, договаривались о том, чтобы их студенты проходили практику у нас в школе. И нам хорошо – подспорье на загруженной работой кухне, и им в плюс. У такого шеф-повара, как наш, ребята многому смогут научиться.

Мы, кстати, приобрели пять терминалов Сбера и настроили бесконтактную оплату. Это очень удобно и к тому же гигиенично. Ребёнок не носит с собой наличность, а родители могут контролировать расходы детей.

Недавно решили провести эксперимент – устроили 40-минутную перемену. В столовой был такой ажиотаж, что мне пришлось быть там на подхвате. Помогал с терминалом.

– Как вы выстраиваете взаимоотношения «учитель – ученик», «ученик – директор»?

– Я всегда открыт для детей. Мы хотим, чтобы дети приходили сюда с удовольствием. Для этого необходимо создать комфортные условия, в которых нет место буллингу. Мы работаем для них, мы их любим, и я надеюсь, что здесь собралась команда, искренне мотивированная на обучение и, конечно же, на воспитание.

– Разве школа не отстранилась от процесса воспитания?

– Воспитание занимает второе место в списке приоритетов современной школы. Я надеюсь, что мы вместе с родителями выстроим эффективный диалог в этом направлении. Надо понимать, что не все будут учиться на одни пятёрки, не все станут гениальными физиками, но каждый должен стать хорошим, воспитанным человеком, получить базовые знания и найти себя в жизни. Кстати, аттестат с отличием – не залог жизненного успеха. Я знаю много примеров того, когда ребята со средними оценками добивались в жизни большего, нежели отличники. Каждый ребёнок талантлив по-своему, надо лишь это проявить.

– Какие меры поддержки талантов и инициатив предпринимаете?

– В понедельник запускаем выборы лидера гимназии. Будет проходить предвыборная кампания, и 4 октября выйдем на финишную прямую. Ребята сформируют ученическое самоуправление, создадут команды по направлениям деятельности. Каждая будет закрывать определённые блоки, вести полноценную общественную жизнь.

Есть проект «дети – детям», когда сами учащиеся выступают в качестве преподавателя, тренера или наставника. Наш ученик Идар Кодзоков открыл при школе свой IT-клуб и преподаёт сверстникам азы программирования. Мы всегда открыты для наших воспитанников и готовы реализовывать их мечты и цели.

– Чем в перспективе Республиканская многопрофильная гимназия будет отличаться от других школ?

– Это вопрос разработки стратегии развития школы, которым мы обязательно займёмся чуть позже. Сейчас всё внимание направлено на налаживание процесса жизнедеятельности школы. Необходимо разобраться с нехваткой учителей, расписанием, общественным транспортом. На днях доделали разметку, но транспорт – и общественный, и личный – передвигается и разворачивается хаотично. Сюда доезжают и разворачиваются маршрутное такси № 20 и автобус № 4. На днях от родителей поступил запрос на маршрутное такси № 5. Всё это требует времени. Но в будущем хотелось бы сделать акцент на естественнонаучной направленности и профилировании, на техническом творчестве. Будем уделять внимание военно-патриотическому воспитанию. Наша инфраструктура позволяет осуществлять это полномасштабно, в том числе проводить турниры республиканского и федерального масштаба. Я фанат олимпиадного движения, и, будучи преподавателем, сам готовил детей. Мы уже подали заявку для проведения заключительного этапа ВСОШ (Всероссийской олимпиады школьников), которая ориентировочно пройдёт в апреле 2025 года.

– Знаете, первый вопрос, который я хотела задать, когда обнаружила ваше рабочее место на первом этаже школы прямо за помещением охраны, это – почему такой скромный кабинет? Непривычно маленький для директора школы.

– Я вообще не сторонник кабинетов: мне достаточно небольшого рабочего места, где есть возможность выйти в интернет в случае онлайн-совещания. Предпочитаю передвигаться по школе. Утром стою на крыльце, встречаю детей. Знаю, что у родителей по-любому возникают различные вопросы, и здесь они могут задать их мне напрямую. На переменах хожу по школе, смотрю за порядком, контролирую процесс организации в столовой. Здание большое, так что в конце дня шагомер выдаёт такие цифры, которые я на своём телефоне раньше не видел.

*   *   *

Пройтись по школе и оценить её масштабы довелось и мне: бесконечные коридоры и просторные светлые классы, необыкновенно уютная библиотека и поражающая масштабами и количеством умывальников столовая. Но самое главное в этой школе – это личное отношение. Стены коридоров, лестничных пролётов и кабинетов украшают мотивационные картины, гласящие: «Счастье в каждой минуте»; «Сегодня твой день»; «Вера может двигать горы»; «Если ты будешь таким, как все, то кто будет таким, как ты?». Их директор гимназии закупил на личные средства.

Беседовала Таира Мамедова