Нальчик

Сила в слове

Однажды довелось побывать на концерте одного очень популярного в нашей стране музыканта и певца, чьё творчество принято отделять от остальной незамысловатой попсы и считать, что называется, интеллектуальным.

Ожидания от выступления предсказуемо совпали с реальностью – играл и пел «как бог», но лёгким и не самым приятным изумлением стал интерактив с аудиторией. Артист изъяснялся путано, слова в предложения складывал не слишком умело, неуместно шутил, выдерживал тяжёлые паузы. Подобное возможно списать на усталость, эмоциональное выгорание от продолжительных гастролей и т.д., но общее впечатление было неоднозначным. «Всё-таки как важно уметь красиво и грамотно говорить, удерживать публику не только виртуозной игрой на инструментах или прекрасным вокалом, но и словом!» – мелькнула в голове мысль, словно обесценив талант выступавшего на сцене.

С тех пор часто замечаю парадокс: иногда тонны прочитанной литературы, отсмотренных научно-публицистических программ и документалок, широкий кругозор могут затеряться за обыкновенным банальным страхом общения с собеседником, за неконтролируемым волнением от коммуникации с большой аудиторией. И, наоборот, ежедневно в медийном пространстве появляются всё новые и новые инфоцыгане, которые при отсутствии интеллектуального содержания, но обладая завидным красноречием, ведут за собой тьмы и тьмы, вовлекая последних в очередные марафоны желаний и курсы личностного роста.

Уверенная речь – один из самых эффективных инструментов достижения профессиональных успехов, симпатии и доверия людей, будь то из личного окружения или корпоративного сообщества.

О том, какую магию творит слово, сказанное массовому слушателю или камерной компании, с чувством, толком, расстановкой, а ещё с эмоциональной подключённостью, выразительной интонацией, прямым взглядом и своевременными паузами, хорошо знают во Всекавказском молодёжном тренинговом центре.

В минувшие выходные специалисты центра в области неформального образования делились своей экспертностью и опытом в рамках проекта «Сила слова против разобщённости», цель которого – обучение основам публичных выступлений. В течение двух дней за 16 часов тренинга представители государственных и муниципальных органов власти, общественных объединений и молодёжных движений получали теоретические знания, осваивали практическое мастерство и прикладные техники для развития и совершенствования речевых навыков.

В завершение работы участники форума закрепили усвоенный информационный базис авторскими выступлениями и творческим заданием – съёмкой короткометражных видеороликов, отражающих ценности народов Северного Кавказа. В перспективе контент можно будет увидеть на популярных интернет-ресурсах (RUTUBE, ВКонтакте, Telegram).

По словам автора проекта – руководителя АНО «ВМТЦ» Екатерины Борисевич, представители государственных и муниципальных органов власти, руководители общественных объединений и лидеры молодёжных движений сегодня являются проводниками смыслов в публичном пространстве и информационной среде. «Низкий уровень качества речевой компетентности лидеров общественного мнения (ЛОМ) снижает эффективность трансляции традиционных ценностей, патриотической повестки, правильных морально-нравственных ориентиров в публичном пространстве. В этой связи создание условий для развития и совершенствования речевых навыков ЛОМов является одним из актуальных трендов современной реальности», – отметила Борисевич.

Постскриптум на тему

Что надо знать о публичных выступлениях – рекомендации от Екатерины Борисевич:

Три главных правила успеха публичных выступлений

  1. Грамотная подготовка.
  2. Искренность к себе и к публике.
  3. Рефлексия (работа над ошибками, анализ как провала, так и успеха).

Три причины возможного провала выступления:

  1. Казалось бы, очевидно, что к любому выступлению нужно готовиться заранее, но именно эту ошибку совершает большинство людей. Хороша та импровизация, которая заранее продумана. Более того, выходить неподготовленным – неуважение к людям, которые в этот момент отдают свой самый ценный ресурс – время.
  2. Как бы удивительно ни звучало, но это чрезмерная подготовка. В этом процессе не менее важно не перегрузить себя. Прописывание и заучивание каждой фразы, постоянные репетиции, бесконечное проговаривание своего текста – всё это, скорее всего, сыграет злую шутку. Избыточное повторение «съедает» новизну и красочность произносимого текста. Поэтому велика вероятность, что итоговое выступление будет как «записанная пластинка», где не осталось пространства для живых интонаций.
  3. Игнорирование физического состояния. Зачастую люди самонадеянно выходят на сцену, едва оправившись от болезни или, того хуже, находясь в активной её фазе. Реакция организма может быть неуправляемой. Поэтому важно в такой ситуации вести себя адекватно, чтобы избежать провала прямо на сцене.

Три эффективных упражнения в помощь неуверенным ораторам:

  1. Упражнение «Озвученное дыхание». Необходимо диафрагмой (животом) набрать воздух, а потом на медленном выдохе в размеренном темпе называть цифры от единицы до возможного предела. Эта практика учит управлять своим воздушным объёмом и постепенно его расширять.
  2. Упражнение «Буря с берега». Это стихотворение Валерия Брюсова, где достаточно непросты сочетания букв. Утрированное проговаривание этого текста поможет отточить дикционную чёткость.
  3. Упражнение «Алфавитка». Нужно засечь на таймере одну минуту и на любую рандомную букву сказать максимально возможное количество слов (не однокоренных). Таким образом расширяется пространство активного словарного запаса.

– Если, как в жанре духоподъёмных голливудских драм, перед тобой стояла задача настроить человека перед знаковым выступлением, что бы ты ему сказала, как вдохновила и мотивировала?

– Коль уж речь зашла о фильмах, хочется вспомнить короткий диалог из потрясающей картины «Король говорит»: «Зачем тогда мне тратить время и слушать вас? – Потому что у меня есть право быть услышанным».

У каждого человека, выходящего на сцену, должна быть внутренняя уверенность, что он в этот момент – «имеющий право». Сомнения здесь недопустимы. В своё выступление нужно верить, только тогда оно приобретает смысл и ценность. У Рахманинова есть высказывание: «Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу». В публичных выступлениях то же самое. Это не сигнал от нашего рта к уху другого человека, это посыл от сердца к сердцу. Вот тогда получается та самая «химия», к которой все стремятся.

Мария Головина