Однажды довелось побывать на концерте одного очень популярного в нашей стране музыканта и певца, чьё творчество принято отделять от остальной незамысловатой попсы и считать, что называется, интеллектуальным.
Ожидания от выступления предсказуемо совпали с реальностью – играл и пел «как бог», но лёгким и не самым приятным изумлением стал интерактив с аудиторией. Артист изъяснялся путано, слова в предложения складывал не слишком умело, неуместно шутил, выдерживал тяжёлые паузы. Подобное возможно списать на усталость, эмоциональное выгорание от продолжительных гастролей и т.д., но общее впечатление было неоднозначным. «Всё-таки как важно уметь красиво и грамотно говорить, удерживать публику не только виртуозной игрой на инструментах или прекрасным вокалом, но и словом!» – мелькнула в голове мысль, словно обесценив талант выступавшего на сцене.
С тех пор часто замечаю парадокс: иногда тонны прочитанной литературы, отсмотренных научно-публицистических программ и документалок, широкий кругозор могут затеряться за обыкновенным банальным страхом общения с собеседником, за неконтролируемым волнением от коммуникации с большой аудиторией. И, наоборот, ежедневно в медийном пространстве появляются всё новые и новые инфоцыгане, которые при отсутствии интеллектуального содержания, но обладая завидным красноречием, ведут за собой тьмы и тьмы, вовлекая последних в очередные марафоны желаний и курсы личностного роста.
Уверенная речь – один из самых эффективных инструментов достижения профессиональных успехов, симпатии и доверия людей, будь то из личного окружения или корпоративного сообщества.
О том, какую магию творит слово, сказанное массовому слушателю или камерной компании, с чувством, толком, расстановкой, а ещё с эмоциональной подключённостью, выразительной интонацией, прямым взглядом и своевременными паузами, хорошо знают во Всекавказском молодёжном тренинговом центре.
В минувшие выходные специалисты центра в области неформального образования делились своей экспертностью и опытом в рамках проекта «Сила слова против разобщённости», цель которого – обучение основам публичных выступлений. В течение двух дней за 16 часов тренинга представители государственных и муниципальных органов власти, общественных объединений и молодёжных движений получали теоретические знания, осваивали практическое мастерство и прикладные техники для развития и совершенствования речевых навыков.
В завершение работы участники форума закрепили усвоенный информационный базис авторскими выступлениями и творческим заданием – съёмкой короткометражных видеороликов, отражающих ценности народов Северного Кавказа. В перспективе контент можно будет увидеть на популярных интернет-ресурсах (RUTUBE, ВКонтакте, Telegram).
По словам автора проекта – руководителя АНО «ВМТЦ» Екатерины Борисевич, представители государственных и муниципальных органов власти, руководители общественных объединений и лидеры молодёжных движений сегодня являются проводниками смыслов в публичном пространстве и информационной среде. «Низкий уровень качества речевой компетентности лидеров общественного мнения (ЛОМ) снижает эффективность трансляции традиционных ценностей, патриотической повестки, правильных морально-нравственных ориентиров в публичном пространстве. В этой связи создание условий для развития и совершенствования речевых навыков ЛОМов является одним из актуальных трендов современной реальности», – отметила Борисевич.
Постскриптум на тему
Что надо знать о публичных выступлениях – рекомендации от Екатерины Борисевич:
Три главных правила успеха публичных выступлений
- Грамотная подготовка.
- Искренность к себе и к публике.
- Рефлексия (работа над ошибками, анализ как провала, так и успеха).
Три причины возможного провала выступления:
- Казалось бы, очевидно, что к любому выступлению нужно готовиться заранее, но именно эту ошибку совершает большинство людей. Хороша та импровизация, которая заранее продумана. Более того, выходить неподготовленным – неуважение к людям, которые в этот момент отдают свой самый ценный ресурс – время.
- Как бы удивительно ни звучало, но это чрезмерная подготовка. В этом процессе не менее важно не перегрузить себя. Прописывание и заучивание каждой фразы, постоянные репетиции, бесконечное проговаривание своего текста – всё это, скорее всего, сыграет злую шутку. Избыточное повторение «съедает» новизну и красочность произносимого текста. Поэтому велика вероятность, что итоговое выступление будет как «записанная пластинка», где не осталось пространства для живых интонаций.
- Игнорирование физического состояния. Зачастую люди самонадеянно выходят на сцену, едва оправившись от болезни или, того хуже, находясь в активной её фазе. Реакция организма может быть неуправляемой. Поэтому важно в такой ситуации вести себя адекватно, чтобы избежать провала прямо на сцене.
Три эффективных упражнения в помощь неуверенным ораторам:
- Упражнение «Озвученное дыхание». Необходимо диафрагмой (животом) набрать воздух, а потом на медленном выдохе в размеренном темпе называть цифры от единицы до возможного предела. Эта практика учит управлять своим воздушным объёмом и постепенно его расширять.
- Упражнение «Буря с берега». Это стихотворение Валерия Брюсова, где достаточно непросты сочетания букв. Утрированное проговаривание этого текста поможет отточить дикционную чёткость.
- Упражнение «Алфавитка». Нужно засечь на таймере одну минуту и на любую рандомную букву сказать максимально возможное количество слов (не однокоренных). Таким образом расширяется пространство активного словарного запаса.
– Если, как в жанре духоподъёмных голливудских драм, перед тобой стояла задача настроить человека перед знаковым выступлением, что бы ты ему сказала, как вдохновила и мотивировала?
– Коль уж речь зашла о фильмах, хочется вспомнить короткий диалог из потрясающей картины «Король говорит»: «Зачем тогда мне тратить время и слушать вас? – Потому что у меня есть право быть услышанным».
У каждого человека, выходящего на сцену, должна быть внутренняя уверенность, что он в этот момент – «имеющий право». Сомнения здесь недопустимы. В своё выступление нужно верить, только тогда оно приобретает смысл и ценность. У Рахманинова есть высказывание: «Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу». В публичных выступлениях то же самое. Это не сигнал от нашего рта к уху другого человека, это посыл от сердца к сердцу. Вот тогда получается та самая «химия», к которой все стремятся.
Мария Головина