Нальчик

Архитектура – послание в будущее

Владимир Владиславович Асанов – выпускник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, директор ООО «Творческая мастерская архитектора Асанова В.Х.». Женат, трое детей.

– Владимир Владиславович, хочется начать разговор с воспоминаний о вашем отце. 11 ноября Владиславу Хасановичу Асанову, первому заслуженному архитектору КБР, исполнилось бы 82 года.

– Мне очень приятно, что люди помнят моего отца – незаурядного человека, настоящего профессионала, внёсшего неоценимый вклад в облик города Нальчика*, который он очень любил и за который болел всей душой.

Сложно представить портрет человека без упоминания о том, кем были его родители. Поэтому, прежде чем говорить об отце, расскажу немного об истории нашей семьи. Мой дед Хасан Абдуллаевич Асанов родился в 1915 году. Это был человек с трудной судьбой. За свою короткую, но яркую жизнь успел многое. Оставшись сиротой, в раннем возрасте он покинул родное село Мухол, был определён в детский дом в Москве, где окончил среднюю школу. Высшее образование получил в Академии коммунистического воспитания им. Крупской в Ленинграде, в этом же городе встретил будущую супругу – мою бабушку Евгению Петровну Шмырёву. В 1939 году был направлен на учёбу в Высшую школу НКВД в Москве, которую с отличием окончил накануне Великой Отечественной войны. С началом войны Хасан Асанов – подполковник, заместитель наркома внутренних дел КБАСС, в составе 176-го отряда НКВД Особой группы 37-й армии принимал участие в боевых действиях. Его жизнь оборвалась в 1942 году, когда деду было всего 27 лет.

Моя бабушка Евгения Петровна Шмырёва – учитель русского языка и литературы, директор одной из ленинградских школ. Она одна растила и воспитывала сына, и, возможно, это отразилось на формировании его незаурядной личности. Уверен, что Ленинград – один из красивейших городов мира с его великолепным обликом и богатейшей культурой – также повлиял на становление отца: он провёл там детство и юность. Думаю, отсюда любовь к искусству, высокая образованность, интеллигентность. А как он красиво говорил! О поколении наших родителей – детях войны – много сказано, написано, снято, и я думаю, что они действительно особенные. Прошедшие горе, нужду, всевозможные трудности, они сохранили человечность, открытость, доброту…

Архитектура и книги были, пожалуй, самой большой страстью Владислава Асанова. Это было для него и хобби, и отдыхом. В молодости и зрелости он любил походы и путешествия. Вёл активный образ жизни и часто брал нас с собой. А мама обеспечивала надёжный тыл. Дома у нас постоянно собирались друзья и коллеги родителей. Все очень тесно общались. Раньше это было принято – люди жили открыто и дружно. Мы с братом росли в любви и заботе. Я безгранично благодарен своим родителям за всё, что они нам дали.

– Как произошла встреча ваших родителей?

– После окончания школы № 321 отец поступил в Ленинградский институт водного транспорта (ЛИВТ), где и познакомился с моей мамой Зоей Витальевной.

– А с чем был связан перевод Владислава Хасановича в КБГУ на факультет промышленно-гражданского строительства?

– Это отдельная история. Перевод состоялся из-за недовольства руководства Ленинградского вуза, вызванного докладом на сельскохозяйственную тему, сделанным отцом, где он прямо говорил, что думает о состоянии дел в отрасли. Старшее поколение помнит, как Н.С. Хрущёв, первый секретарь ЦК КПСС, продвигал идею выращивания кукурузы… даже в Сибири. Свободомыслие всегда отличало жителей Санкт-Петербурга (Ленинграда). В то время бабушка работала в руководстве обкома партии, и её просто попросили перевести сына в какой-нибудь другой институт. Она позвонила ректору КБГУ Х.М. Бербекову – другу моего деда Хасана, и он отозвался: «Конечно, Женя. Пусть приезжает». Так Владислав Асанов вернулся на родину своего отца.

Мама после окончания вуза в Ленинграде приехала к нему. Вместе они начали работать в «Каббалкгражданпроекте»: отец – архитектором, мама – инженером. Владислав Хасанович сначала набирался опыта под руководством Любови Михайловны Тимониной – автора, пожалуй, самых замечательных построек того времени в Нальчике. В основном её произведения – это классические здания. Перечислю их читателям, и будет понятно, кому мы обязаны такой красотой: турбаза «Нальчик», гостиница «Нальчик» (к сожалению, снесена), здание «Детского мира» (рядом с гостиницей «Нальчик»), здание обкома КПСС (сейчас – нижняя палата Парламента республики), здание школы № 4, грязелечебница, Национальный музей КБР, здание проектного института (ныне там находится следственный комитет), санаторий «Нальчик» (отец – соавтор проекта). Позже отец перенимал опыт у не менее известного архитектора республики и очень колоритного человека – Евгения Михайловича Манучарова.

– В 2014 году к столетию со дня рождения Е. Манучарова ваш отец написал о нём очерк «Зодчий. След на земле». Пожалуй, это единственный на сегодня словесный портрет Евгения Михайловича.

– Да, такая публикация была, и я могу добавить несколько штрихов. Евгения Михайловича я хорошо помню с самого детства, так как родители часто брали меня на работу. Обычно он хватал меня, усаживал за свой чертёжный стол, давал бумагу и командовал: «Рисуй!». Он был героем войны, боевым офицером, командиром взвода разведки. Награждён многими орденами и медалями. Архитектурное сообщество в то время было высокопрофессиональным и жило дружно. Все тесно общались, у всех была работа, в проектном институте кипела жизнь. Позволю себе перечислить здесь ещё несколько имён проектировщиков, которые трудились на благо нашей республики. Пусть люди их знают и помнят. Архитекторы: Сергей Проценко, Рубен Нигиян, Альберт Ноткин, Александр Кирьязев, Владимир Макаров, Юрий Логоватовский, Василий Тёхин, Николай Фигурный. Конструкторы: Евгений Кац, Гелий Спицин, Олег Помогайченко, Канамат Абазов. Инженеры – подруги моей мамы Любовь Хожаева и Нина Козьминова и многие другие.

– Складывается ощущение, что вопрос выбора профессии у вас не возникал.

– С детства волей-неволей я был погружён в профессиональную творческую атмосферу, и мне всё это очень нравилось. Оттого и с выбором профессии не было никаких сомнений. Окончив восемь классов, выдержал экзамены в среднюю художественную школу им. Иогансона при Академии художеств в Ленинграде (ныне Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б.В. Иогансона Российской академии художеств). За три года нас неплохо научили рисунку и живописи, и поступить в Академию художеств для нас не составило большого труда. Уже в стенах академии на первых курсах мы научились профессионально рисовать, что очень важно для настоящего архитектора. Последующие курсы, кроме рисунка, живописи, скульптуры, в основном были отданы проектированию, смежным наукам и изучению мировой истории искусства и архитектуры. Одним словом, было получено фундаментальное академическое архитектурное образование, являющееся одним из лучших в мире.

Мой младший брат Андрей Владиславович также пошёл по стопам отца, окончив СХШ и Академию художеств. Так же, как и я, помогал ему, имея большой талант как художник и архитектор.

– Ваш отец и вы – представители разных поколений архитекторов. В чём выражается ваша общность и разность в профессии?

– В профессии нас с отцом объединяет любовь к своей работе, к искусству и архитектуре. Разность же заключается в подходе к творчеству тогда и сейчас. В советское время в проектировании были установлены жесткие нормы, связанные с тотальной экономией бюджета страны, и архитекторы не могли позволить себе выйти за эти границы. Но настоящие мастера архитектуры и тогда создавали прекрасные и интересные проекты. Сейчас же у нас, архитекторов, гораздо больше свободы и возможностей. Появились новые технологии проектирования и строительства, новые материалы. Отец, имея колоссальный опыт, всегда наставлял и поддерживал меня, особенно в начале моего творческого пути. Мы тесно взаимодействовали в рабочем процессе, обменивались мнениями, обсуждали те или иные решения, порой даже спорили. В работе он был профессионалом до мозга костей и требовал того же от нас с братом. Пожалуй, главный урок, который я получил от него в профессиональном смысле, – предъявлять к себе самые высокие требования. Проекты отца отличаются логикой, чистотой построения, ясностью восприятия. Это касается как камерных, так и масштабных объектов.

– Владимир Владиславович, в каком доме вы росли и в каком живёте сейчас?

– Мы жили в обычной двухкомнатной советской квартире, но до сих пор я с ностальгией вспоминаю это жилище, помню каждый его уголок (детские воспоминания глубоко врезаются в память). Сейчас мы проживаем в квартире немного большего размера, расположенной в тихом, уютном месте, с хорошими соседями, что немаловажно.

– Как бы вы описали плохого архитектора и хорошего?

– По-моему, тут всё просто. Хороший архитектор – это в первую очередь патриот, болеющий за свою страну, за свой город, за свой народ, профессиональный и компетентный, знающий историю архитектуры и искусства, с незаурядным мышлением, имеющий страсть к творчеству, любовь к своей профессии. Плохой же – не имеющий вышеперечисленных качеств.

– Какое архитектурное событие последнего десятилетия вы бы назвали главным?

– Конкретно о каком-то отдельном событии сказать сложно, так как постоянно появляются десятки интереснейших проектов, но я бы отметил развитие технологий, применяемых в строительстве. Приведу пару примеров: сверхвысотный небоскрёб высотой 828 метров в Дубае (ОАЭ) – самое высокое здание в мире, 3D-печать зданий, когда дома «печатают» специальными строительными принтерами. Это даёт колоссальные возможности для архитекторов, и с каждым годом стоимость технологий 3D-печати многократно сокращается, что делает этот новаторский метод всё более привлекательным для массовой эксплуатации.

–В 1999 году вы выиграли конкурс «Градостроительное и архитектурно-художественное формирование площади Согласия». Но проект так и не был реализован.

– Да, действительно, мы заняли первое место в конкурсе на формирование площади Согласия в Нальчике. Была представлена сложная и интересная композиция монументальной стелы с барельефами, которые отражали основные вехи истории народов, живущих на этой земле. Разработан новый генеральный план прилегающего сквера. Конкурс был инициирован руководством республики. Большое внимание и поддержку в то время оказал мне Валерий Мухамедович Коков, особенно после нашего знакомства на открытии обновлённого кинотеатра «Восток».

Но после ухода В.М. Кокова наш проект остался только на бумаге, и площадь по сей день стоит пустая. По архитектурным канонам площади обычно должны иметь доминанту, которая как бы «удерживает» всё пространство. Известные примеры: площадь святого Петра в Риме, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, или площадь Согласия в Париже. Не зря при советской власти в центре площади стоял монумент Ленина. Недавно вместо очевидного решения установили два флагштока, явно уменьшающих масштаб главной площади города. Возможно, в будущем руководство вернётся к этому проекту и завершит начатое первым Президентом КБР В.М. Коковым, и площадь обретёт достойный столицы республики вид.

– Вы работали в разных городах. Можете сказать, что регион и менталитет проживающих в нём людей имеют значение в плане продвижения своих идей?

– Работая в Москве и Петербурге, я получил большой опыт. Проектировал и строил для интересных и известных людей. Принимал участие в возрождении государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Стрельне под Санкт-Петербургом и проектировании комплекса «ЛЕНЭКСПО». Это было очень интересное время – подъём строительства в обеих столицах. Мы и сейчас проектируем объекты вне республики. В столицах всё очень строго с требованиями, градостроительными советами, рассмотрениями и согласованиями проектов. Благодаря этому там появляется достойная архитектура, порой даже очень достойная. У нас, к большому сожалению, всё обстоит куда хуже. Облик города продолжают портить чудовищные пристройки, убогие увеличения балконов. Не раз я приводил в пример улицу им. Ш. Ногмова. Во что превратили эти милые послевоенные жилые двухэтажки?! Отец очень переживал за всё это и с грустью шутил:

– Что станет с Санкт-Петербургом, если туда переселить наших «товарищей»?

С частной застройкой дела обстоят немного лучше, так как люди строят для себя и порой обращаются к профессионалам, но требования к архитектуре зачастую сводятся к копированию чужих проектов по картинкам, к примеру, из социальных сетей.

– Что для вас самое сложное и что самое интересное в профессии архитектора?

– Для меня нет особых сложностей в проектировании, так как я получил блестящее образование, о чём говорил ранее. Известно, что у нас почти все считают себя и строителями, и архитекторами. Так и хочется спросить: «А музыку вы не пишете?». Пожалуй, такое положение – самая большая сложность в нашей работе. Интересное же – это процесс от рождения идеи до конечного результата, воплощённого в жизнь. Ведь здание, монумент или другой архитектурный объект будет стоять десятки лет. Десятки лет будет служить, радовать глаз или, напротив, коробить.

Архитектура – это большая ответственность, это послание от нас последующим поколениям, и к этому нужно относиться очень серьёзно. К сожалению, по моему глубокому убеждению, у нас в республике архитектура находится в упадке. Возможно, конечно, что у меня просто высокие требования, но нас так учили, я многое видел в разных городах и странах, и с этим ничего не поделаешь. Но уверен, что наш город с его историей и доставшимся нам архитектурным наследием достоин большего.

Беседовала Марьяна Кочесокова

*Среди ярких примеров архитектурного наследия Владислава Хасановича Асанова его авторские и соавторские проекты: Соборная мечеть и Государственный концертный зал, монументальные композиции на въездах в город со стороны Пятигорска (стела «Нальчик») и Владикавказа («Подкова»), памятник нальчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, в парке Победы (за Национальной библиотекой КБР), реконструкция здания УФСБ РФ по КБР, Дворец театров, строительство которого возобновили в 2022 году, и многие другие.

11 января 2025 года исполнится десять лет со дня смерти Владислава Асанова. Архитектурное сообщество Кабардино-Балкарии ратует за увековечение его памяти – открытие мемориальной доски на стене дома №17 на проспекте Ленина, где архитектор прожил почти 40 лет.

 

Фото 2, 3: Мои бабушка и дедушка Евгения Петровна Шмырёва и Хасан Абдуллаевич Асанов.

Фото 4: Свадьба родителей. Август 1965 г.

Фото 5: Апрель 1968 года, родился Владимир Асанов.

Фото 6: Владислав Асанов, 1967 г.

Фото 7: Владимир Асанов с детьми Даутом и Ланой, 2023 г.