Сверхурочной является работа, выполняемая по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, т.е. за пределами ежедневной работы (смены), а в отношении работников, которым установлен суммированный учёт рабочего времени, – сверх нормального числа рабочих часов за учётный период.
С 1 сентября 2024 года действуют новые правила расчёта оплаты сверхурочной работы в соответствии с требованиями статьи 152 Трудового кодекса РФ. Теперь сверхурочная работа оплачивается исходя из размера зарплаты, установленного в соответствии с системой оплаты труда, действующей у работодателя, включая компенсационные и стимулирующие выплаты: за первые два часа – не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.
Установленные указанной нормой положения применяются в отношении всех работников независимо от режимов их труда и отдыха.
Работодатель, допустивший нарушения при оплате труда, несёт ответственность в установленном порядке. В частности, за такие нарушения предусмотрена материальная (ст. 236 ТК РФ), административная (ч.ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ).
В ТК РФ внесены изменения
В соответствии с Федеральным законом от 09.11.2024 № 381-ФЗ Трудовой кодекс РФ дополнен статьёй 351.8, определяющей особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда.
Под наставничеством понимается выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности). Содержание, сроки, форма выполнения такой работы указываются в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.
Размеры и условия осуществления выплат за наставничество работникам федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений определяются соответственно федеральными, региональными или муниципальными нормативно-правовыми актами, работникам иных организаций – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Конкретные размеры и условия осуществления выплат, которые устанавливаются трудовым договором или дополнительным соглашением в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, должны быть не хуже, чем размеры и условия осуществления выплат за наставничество, установленные нормативными правовыми актами и соглашениями в соответствующей сфере.
Работник имеет право досрочно отказаться от осуществления им наставничества, а работодатель – досрочно отменить поручение о наставничестве, предупредив об этом работника не менее чем за три рабочих дня.
Закон вступает в силу 1 марта 2025 года.
К кому не применяется административный арест?
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлёкшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения, режима военного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах – до 30 суток. Административный арест назначается судьёй.
В соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП РФ этот вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учётом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.
Федеральным законом от 09.11.2024 № 379-ФЗ «О внесении изменения в статью 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях» расширен перечень лиц, в отношении которых не может применяться административный арест. К ним отнесены:
– женщины, имеющие детей-инвалидов либо являющиеся усыновителями, опекунами или попечителями детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов;
– мужчины, являющиеся одинокими родителями и имеющие детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов либо являющиеся единственными усыновителями, опекунами или попечителями указанных детей.
Закон вступил в силу с 20 ноября 2024 года.
Запрещено проводить экзамены для мигрантов
Положениями ст. 15.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на иностранных граждан в целях получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента возложена обязанность подтверждения владения русским языком, знаний истории России и основ законодательства Российской Федерации в том числе наличием соответствующих сертификатов, выданных после прохождения экзамена.
09.11.2024 подписан Федеральный закон от 09.11.2024 № 377-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15.1 и 15.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», запрещающий сторонним организациям проводить экзамены для мигрантов.
Согласно введённым изменениям с 10.12.2024 экзамен по вышеуказанным дисциплинам будут проводить государственные учреждения из перечня, установленного Правительством, за плату, размер которой также определяется Правительством.
Вместе с тем государственные учреждения вправе привлекать подведомственные предприятия или уполномоченные организации к проведению и организации экзамена только в части приёма документов, информационного обеспечения и организационно-технического обеспечения процедуры проведения экзамена.
Усилена ответственность за сокрытие транспортных номеров
Федеральным законом от 14.10.2024 № 342-ФЗ внесены изменения в статью 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым усилена административная ответственность за управление транспортными средствами с использованием технических устройств, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих видоизменить или скрыть их.
Правонарушение повлечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет с конфискацией указанных устройств.
Ужесточена ответственность за повторное управление транспортными средствами:
– без регистрационных знаков;
– без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков;
– с номерами, изменёнными при помощи материалов, которые мешают их идентифицировать либо позволяют видоизменить или скрыть номер.
Закон вступил в силу со дня его официального опубликования – 14 октября 2024 года.