Нальчик

Мурат Анаев – гордость горцев

В эти дни в Москве, в галерее «Альперт», проходит персональная выставка художника Мурата Анаева. Мурат родился в Нальчике, окончил художественную школу на Пушкина. Продолжил обучение в Ростовском художественном училище им. М.Б. Грекова. Затем получил диплом Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова (мастерская Н.В. Колупаева).

Профессиональная карьера Мурата Анаева складывается весьма успешно. Талант молодого художника заметили рано – за успехи в учёбе он был награждён золотой медалью Российской академии художеств. А по решению Министерства культуры РФ удостоен государственной стипендии. Участник международных и региональных выставок, член Московского отделения Союза художников России, на сегодняшний момент он работает в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Работы нашего земляка находятся во многих частных коллекциях России и зарубежья.

Местные любители живописи имели возможность неоднократно видеть работы Мурата вживую. Трижды он входил в число победителей проектов Российской академии художеств, которые проходили в Нальчике: «Человек. Природа. Космос», «Образ женщины в творчестве современных художников Северного Кавказа». А за триптих, посвящённый депортации балкарцев, в ушедшем году Мурат удостоился первой премии в проекте РАХ «Кавказ. Притяжение будущего».

До конца января москвичи и гости столицы смогут посетить персональную выставку Мурата Анаева, в которую вошли 20 произведений, так или иначе связанных с малой родиной художника. Остальные смогут поразмышлять, полюбопытствовать, полюбоваться онлайн – фото и видео экспозиции доступно в сети.

Увидеть выставку – всё равно что съездить в горы. И это далеко не метафора. Ощущения от соприкосновения с творчеством Мурата схожи с ощущениями от пребывания в высокогорном селе и общения с его жителями. Мужской взгляд, «мужская кисть» в «мужской руке». Молчаливая мужественность, доброта, скрытая за внешней суровостью – подобные ассоциации вызывает манера живописца Анаева. Это проявляется и в выборе сюжетов, и в технике. Ощущение масштаба, взгляда, которому есть где разгуляться, плотной осязаемости и «настоящности» всего, что берётся изобразить художник, оставляет приятное чувство понимания. Как часто, оказываясь на авангардных выставках, мы гадаем – о чём, почему и вообще зачем? Полотна Мурата Анаева прекрасны в своей ясности. И дело здесь не в простоте и наивности. Его работы – как скалы, камни, река, хлеб, молоко, как трава и снег, возвращают к первоначальным смыслам, бесхитростным, честным, по которым истосковался зритель, заблудившийся в лживых экспликациях и вариациях на тему «голого короля».

Мы словно впервые наблюдаем людей и предметы такими, какие они есть. Прелюбопытный натюрморт – самовар и гиря – в оттенках терракоты и металла. И чабан со стадом коров, которого мы видели сто раз и мимо которого проходили столько же раз. Простой труженик в немодной старой одежде, с руками, не боящимися заноз и грязи. Женщины, валяющие кийиз. И рисунок их морщин столь же красив, как нехитрый узор ковра.

И покосившиеся надгробные камни, так долго стоящие в земле и перенявшие биомеханику горных трав. И косарь, отдыхающий на склоне, и всадники на скакунах, словно горные кентавры – истории не новы, но рассказаны художником по-своему.

А вот музыкант в профиль – размышление на тему нартского эпоса. И это не мультяшный богатырь в фантазийных доспехах. Обычный горец с дудочкой – и эта «обычность» покоряет и заставляет задуматься о сюжетах Нартиады как о чём-то реально существовавшем. Этот «недекоративный» взгляд представляется весьма перспективным, а главное – свежим.

Мурат Анаев признаётся, что ещё в художественной школе понял, что хочет связать свою жизнь с живописью.

– Вас не смущало, что эта профессия и материальный достаток часто не пересекаются?

– Скорее, это смущало моих родных (смеётся). Но у меня получалось зарабатывать, даже когда я был студентом училища в Ростове. Уже тогда понял, что ни от чего нельзя отказываться в плане работы. Не обязательно это должна быть продажа своих картин. Мастер-классы, репетиторство…

– То есть художник не должен быть голодным.

– Талант и заработок не противоречат друг другу. Художник должен быть социально активным, уметь общаться, производить впечатление. Когда переехал в Москву, появилось ещё больше возможностей. И я благодарен за профессиональный опыт – занимался и мозаикой, и прикладным дизайном, когда были заказы расписать стены различных помещений.

– Сегодня вы работаете в ордена Трудового Красного Знамени и ордена Красной Звезды студии военных художников им. Грекова, основанной ещё в 1934 году самим Митрофаном Борисовичем. Быть частью этой легендарной творческой организации весьма почётно.

– Да. Мне очень повезло работать там. Я постепенно шёл к этому. Окончил мастерскую у народного художника РФ, академика РАХ, профессора, монументалиста Николая Владимировича Колупаева, который является частью этой творческой организации Министерства обороны РФ. Студия продолжает традиции русской реалистической школы, и это всегда было мне близко. Когда проходил конкурсный отбор новых сотрудников, отправил портфолио – и меня приняли. Это большое везение во всех смыслах. Сегодня редко можно найти организацию, которая всегда предоставляет реальную работу художникам. Я очень ценю эту возможность

– Можете поделиться с нашими читателями, над какими заказами довелось поработать?

– Например, один из самых крупных заказов – картина 160 на 240 для штаба ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности) на тему подписания соглашения между СССР и КНДР. Это была очень интересная работа с погружением в историю.

– Вы с удовольствием обращаетесь к историческим сюжетам, в том числе своей малой родины.

– Да, вектор моего творчества так или иначе связан с Кавказом. Меня привлекает самобытность его народов, культуры. В последнее время в нашей стране этим темам уделяется повышенное внимание, чему я очень рад. И зрителям, судя по всему, это интересно.

– Мурат, желаем вам удачи и ждём персональную выставку в Нальчике.

Алёна Мякинина