Нальчик

Сборная солянка на Масленицу

После неприлично затянувшейся скучноватой осени – а как ещё можно назвать нынешнюю зиму с её перманентной оттепелью, бесконечными солнечными днями и цветущими подснежниками? – последняя декада зимы преподнесла горожанам целый ворох событий. Настолько разнообразных, что, кроме сборной солянки, ничего в голову не приходит.

А началась вся эта кутерьма с премьеры на Первом канале сериала «Натали и Александр» о жизни сами понимаете кого. Вероятно, показ был приурочен к дню смерти поэта, хотя дата и не круглая. Посмотрев большую часть серий (фильм уже близится к концу), я ещё раз убедилась, что Пушкин действительно наше всё, причём не только лучшее, но и… За свою многогрешную жизнь я кое-что повидала. Каюсь, довелось даже посмотреть немецкие киноподелки о кинопроделках слесаря-водопроводчика и уборщика бассейнов. Так что удивить меня трудно. Но когда в прайм-тайм нам предложили посмотреть (вероятно, в замочную скважину) подробности брачной ночи новоиспечённых супругов Пушкиных, а потом вся страна плюс придворный доктор обсуждали подробности интимной жизни императора Николая I и его венценосной супруги, меня коробило, колбасило, плющило, штырило и – что там ещё из молодёжного сленга? На фоне этих альковных тайн как-то блёкнут танцы великосветских персонажей под музыку Чайковского, который к тому времени ещё даже не родился. Да и других ляпов достаточно, чтобы расстроить поклонников «солнца русской поэзии».

И тут случилось чудо: на Кавказ вдруг пришла зима! В небесной канцелярии, похоже, заревновали, увидев открытие в Нальчике Ледового дворца (об этом приятном событии вам расскажет материал корреспондента Али Мишиной), и отреагировали чисто по-детски: «Ага, вы Ледовый дворец открываете? А я вот как могу!». И на Кавказе пошёл снег. Да нет, не пошёл: пошёл – это когда вразвалочку за хлебом, а снег посыпал, повалил, обрушился, и оказалось его столько, что хватило бы на целый сезон. Больше всех обрадовались хлеборобы, фотографы и дети, меньше других – автомобилисты, гаишники и дворники. Но в целом реакция была восторженная, афронт с Пушкиным отошёл на задний план, и горожане массово повалили в парк. А детские санки и прочие ледовые каталки из ненужной рухляди, забытой в чулане, превратились в полезный инвентарь для прогулок.

Тут и Масленица кстати подоспела: с горки накатались, в снежки наигрались, до соплей намёрзлись – и домой! А там блины с пылу с жару, да со сметанкой, да с начинками, да с медком, да под водочку – кр-расота! Сегодня свои, завтра тёщины, а там братья, сватья и прочая родня. И так всю неделю, чтоб я так жил!

И всё же без пищи духовной как-то тоскливо. Но вопреки названию отвечают за эту сферу не небесные, а вполне земные власти, организовавшие уже третий международный музыкальный фестиваль «Подвиг ратный – подвиг духовный». В этом году фестиваль посвящён 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также Году защитника Отечества. В рамках фестиваля в Государственном концертном зале им. Юрия Темирканова 25 февраля прошёл концерт Московского синодального хора и симфонического оркестра Кабардино-Балкарской госфилармонии под управлением заслуженного артиста РФ Петра Темирканова.

Московский синодальный хор – один из старейших русских профессиональных хоров, основанный в начале XVIII века на базе мужского хора патриарших певчих дьяков (Москва). Он славился превосходными певцами, отобранными из других церковных хоров. Наряду с пением в церкви выступал на придворных празднествах. В 1830 году при хоре было открыто Московское синодальное училище церковного пения, в котором обучались малолетние певчие. В конце XIX века хор стал принимать участие в светских концертах и даже выезжать с гастролями за границу. В 1919 году хор был распущен. В 2009-м силами Московской патриархии и при непосредственном участии его руководителя, одного из лучших регентов России Алексея Пузакова хор был возрождён. Алексей Александрович воплощает живую связь веков и поколений музыкантов, отдававших все свои силы на служение церкви. В его манере держаться сквозит нечто несовременное в хорошем смысле слова, что-то напоминающее о прежней московской интеллигенции, дореволюционном укладе жизни. «Порт приписки» хора – московский храм иконы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Название-то какое – всех скорбящих радость!

Хор исполнил несколько произведений на религиозные тексты, среди которых шедевры, сочинённые Сергеем Рахманиновым, Петром Чайковским. А когда прозвучал фрагмент из музыки Георгия Свиридова к трагедии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» «Любовь святая», многие в зале не могли сдержать слёзы: чистый, хрустальный голос солистки Алёны Кузнечиковой тронул слушателей до глубины души. Особенно радует, что у нас побывал молодёжный состав хора – всем его участникам не больше тридцати: значит, у этой прекрасной музыки есть продолжение, есть будущее.

Симфонический оркестр Госфилармонии исполнил оркестровые пьесы и песни военных лет, сочинения более позднего периода, посвящённые ратным подвигам советских солдат. Порадовали исполнением песни первой скрипки оркестра Игоря Растеряева «Четыре истины» – её премьера состоялась на рождественском концерте коллектива. Солировали Асият Черкесова, Анна Павловская, Тимур Гуазов и Астемир Макоев. А завершили концерт наши оркестранты и Московский синодальный хор совместным исполнением песни Александры Пахмутовой и Михаила Львова «Поклонимся великим тем годам» и знаменитым маршем Василия Агапкина «Прощание славянки».

Ближайшие события – начало священного месяца Рамадан и Прощёное воскресенье, за которым последует Великий Пост. Немного забегая вперёд, просим прощения у наших дорогих читателей, если что-то было не так. Будем стараться, чтобы наша информация всегда была самой свежей, самой интересной и самого высокого качества.

Наталья Панарина