Нальчик

Формирование дружелюбной поликультурной личности

В настоящее время, когда обособленное существование разных народов и культур становится невозможным, возникает потребность в воспитании дружелюбной поликультурной, самостоятельной, творческой, активной личности. Соответственно, появляется запрос на методы воспитания, способные влиять на формирование культуры межэтнического общения и выявлять педагогические пути, технологии взаимодействия представителей разных культур в едином пространстве.

У нас в школе разработаны две модели, направленные на реализацию означенной задачи: модель процесса формирования поликультурной личности обучающегося и модель технологии взаимодействия школы, семьи, институтов системы образования и институтов гражданского общества.
Формирование поликультурной личности ребенка – непрерывный процесс. Он может проходить организованно в ходе учебной и внеклассной деятельности учащихся через опыт социального взаимодействия различных учреждений системы образования, семьи и институтов гражданского общества.
За прошлый учебный год в нашей школе разработаны и внедряются программы гражданско-патриотического, нравственно-правового воспитания учащихся и укрепления связи школы с семьёй, общественностью в интересах формирования дружелюбной поликультурной личности детей.
В рамках этих программ функционирует наркопост, на постоянной основе проводится работа по профилактике правонарушений, ребята имеют возможность заниматься пятью видами спорта: футбол, легкая атлетика, баскетбол, общая физическая подготовка и шахматы, шашки.
Реализуется также план мероприятий по профилактике среди несовершеннолетних суицида, наркомании, табакокурения, алкоголизма, травматизма.
В минувшем учебном году нами проведено 28 мероприятий, среди которых различные конкурсы, медицинские обследования школьников сотрудниками Центра здоровья детей «МКДЦ» Минздрава КБР, родительский всеобуч по темам семейных ценностей, патриотизму, идеологии терроризма.
Также в школе создана группа поддержки волонтерского движения, которая при поддержке Кабардино-Балкарского регионального отделения Российского Красного Креста и волонтерского студенческого движения в течение года проводили уроки первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях и различные благотворительные акции.
В течение годы осуществлялось также расширение социального партнерства практически со всеми социокультурными организациями города.
Сотрудниками социокультурных организаций города в школе было создано восемь различных кружков, где занимались 238 детей, которые принимали активное участие в различных городских и республиканских мероприятиях, занимая призовые места. Особый интерес у детей вызвали экологические акции и проекты, где они сами раскрывали свои творческие способности, вносили свою трудовую лепту.
Особая роль в формировании дружелюбной поликультурной личности обучающихся принадлежит и учителям-предметникам, носителям историко-этнографических, социально-политических, культурологических и лингвистических знаний, поэтому в нашей школе сложилась определенная традиция уделять особое внимание данному феномену в урочной и внеурочной деятельности.
Я надеюсь, что полная реализация намеченных мною путей формирования данного феномена снимет эти проблемы и даст новый импульс развитию школы.
Людмила Жемухова, зам. директора по воспитательной работе средней школы №27г. Нальчика, кандидат педагогических наук