Российское законодательство об образовании статус ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) трактует как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Это значит, что попадают в группу детей с ОВЗ только те, кто нуждается в специальных условиях обучения (специальных программах, приемах и методах обучения, учебниках и учебных пособиях, технических средствах обучения индивидуального пользования, услугах ассистента и других условиях).
Получение этими детьми образования является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, самореализации в различных видах. Поэтому обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе организуется в форме инклюзивного обучения или обучения на дому.
Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей; нормально развивающихся учащихся и членов их семей; учителей и других специалистов образовательного учреждения.
В гимназии №29 в минувшем учебном году обучался 51 ребёнок с ОВЗ. Из них 14 детей-инвалидов занимались на дому, а остальные – в обычных классах. С 1 сентября 2016 года началось внедрение образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ и обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1-х классах.
У нас имеются кабинеты социального педагога, психолога, учителя-логопеда. Разработаны и утверждены должностные инструкции профильных педагогов, положения о школьной психолого-медико-педагогической комиссии, инклюзивном классе, логопункте и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие работу с детьми, имеющими ОВЗ. Специалисты и учителя проводят с ними индивидуальные, групповые, классно-урочные занятия, а также реализуют программы коррекционно-развивающей направленности с учётом возраста, потребностей самих детей и запросами их родителей.
Инклюзивное образование в нашей гимназии реализуется в форме полной инклюзии (дети с ОВЗ и инвалидностью посещают гимназию наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по общим или адаптированным общеобразовательным программам); частичной инклюзии (совмещение индивидуального обучения детей на дому по индивидуальному учебному плану с посещением по желанию отдельных занятий в гимназии); внеурочная инклюзия (дети с ОВЗ и инвалидностью обучаются только на дому, но могут посещать кружки и внеклассные общешкольные мероприятия).
Итак, «инклюзия – образовательная модель для всех обучающихся – гибкая, разносторонняя и индивидуализированная – в интегрированных условиях».
Единственный доступный всем нам способ сделать жизнь семей с особыми детьми частью всего общества принять (не формально, а сердцем) идею инклюзии – включения любых детей в общую жизнь.
Задача школы – не просто добиться освоения учебного материала, а научить учащихся, в том числе детей с ОВЗ, существовать в обществе людей с разными способностями, правильно выражать свои чувства, доверять другим людям, кроме мамы и папы, делать что-то в этом обществе.
Любовь Поляк, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в 1-4 классах гимназии №29 г. Нальчика