Нальчик

Чтение, как потребность здорового организма

У меня шесть племянников, все они разные. По сложившейся традиции, мальчишки не любят читать. Я много раз пробовал личным примером привить им тягу к чтению. Однако мои попытки были тщетны, поэтому пришлось прибегнуть к хитрости. Начинал им рассказывать что-то интересное и, дойдя до самого интригующего момента, прерывал свое повествование. На их просьбу рассказать историю до конца предлагал им книжку, из которой они сами могли узнать, чем закончилась эта история.

Дело идёт с переменным успехом. А между тем, не подлежит сомнению, что молодёжи надо больше читать. И если кто-то думает, что в век Интернета, мобильной связи и социальных сетей нет необходимости в чтении литературы (преимущественно художественной), то он сильно ошибается.
Если у вас есть друзья, которые убеждают вас, что скоро все книги станут электронными, посоветуйте им прочитать статью в защиту печатных книг. Если у вас подрастают дети, то задумайтесь о том, что и как читать с ними.
Итак, давайте поговорим о чтении книг вообще и о чтении художественной литературы, а также о том, что чтение для удовольствия является одной из самых важных вещей в жизни человека.
Как утверждал один не очень известный писатель, «грамотные люди должны читать художественную литературу, которая может показать вам другой мир. Она может перенести вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры, как те, кто отведал волшебных фруктов, вы никогда не сможете быть полностью довольны миром, в котором сами выросли. Недовольство – это хорошая вещь. Недовольные люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше, делать их другими».
Верный способ воспрепятствовать возникновению детской любви к чтению – это, конечно, сделать так, чтобы рядом с детьми не было книг вообще, от слова «совсем». И сделать так, чтобы дети не имели доступа к ним. В детстве мне повезло, как и всему моему поколению. Из телеканалов у нас были лишь две программы Центрального ТВ СССР, редко кто мог похвастаться домашним (проводным) телефоном. Мобильные телефоны, как и Интернет, социальные сети и спутниковое телевидение (для рядовых пользователей) еще не изобрели.
Зато у всех дома были книги, у кого-то немного, у кого-то – целые шкафы и этажерки. Это не говоря уже об общественных бесплатных библиотеках: школьных, сельских, районных и городских. Пользуясь централизованной библиотечной системой, можно было заказать практически любую книгу, имеющуюся в библиотечном фонде страны, включая ресурсы Государственной библиотеки им. Ленина.
Разумеется, никто бы не дал мне раритетное издание и что-то из отдела старинных и редких рукописей, часть которых была расхищена позднее, в «лихие» 90-е и до сих пор время от времени вплывает на аукционах «Кристи». Но всё же любой школьник из какой-нибудь деревушки в российской глубинке или горного аула на Кавказе мог заказать и получить через централизованную библиотечную систему, например, учебник корякского языка или сказки народов Крайнего Севера на ненецком языке из районной библиотеки соответствующего национального округа.
Не случайно многие интеллектуалы Запада считают книгу свободой, которую ничто другое не сможет дать. Книга – это образование, которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет. Книга – это досуг, это – убежище и это – доступ к информации.
Всё дело в природе информации. Любая информация имеет цену, а правильная информация – бесценна. На протяжении всей своей истории человечество жило в условиях нехватки информации. Получить необходимую информацию всегда было важно. Она была ценной вещью, и те, кто обладал ею или добывал ее, могли рассчитывать на вознаграждение.
В последние годы мир отошёл от нехватки информации, более того, он перенасыщен ею.
Книги – это способ «общаться» с ушедшими из жизни. Это способ учиться у тех, кого больше нет с нами. Человечество развивалось, породило тип знаний, которые можно развивать, а не просто запоминать. Есть сказки, которые старше многих стран. Сказки, которые надолго пережили культуры и цивилизации, в которых они были впервые рассказаны.
Если вы не цените книги, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость. Вы заглушаете голоса прошлого и вредите будущему.
Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.
Мы должны пользоваться языком. Развиваться, узнавать, что значат новые слова и как их применять, общаться понятно, говорить то, что мы имеем в виду. Мы не должны пытаться заморозить язык, притворяться, что это мертвая вещь, которую нужно чтить. Мы должны использовать язык как живую вещь, которая меняется, несет слова, она позволяет их значениям и произношению меняться со временем. Возможно, это позволит нам, представителям малых народов, выжить и сохранить свою идентичность как народ, как нация.
Писатели – особенно детские – имеют множество обязательств перед читателями. Они должны писать правдивые вещи, что особенно важно, когда сочиняют истории о людях, которые не существовали, или местах, где не бывали, понимать, что истина – это не то, что случилось на самом деле, а то, что рассказывает нам, кто мы такие.
В конце концов, литература – это правдивая ложь, помимо всего прочего. Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой, – это история, от которой они не могут оторваться.
Книга говорит читателям правду, вооружает их, даёт защиту и передаёт читателю ту мудрость, которую авторы успели почерпнуть из недолгого пребывания в этом зелёном мире. Дети любят и умеют мечтать, это – то, чего абсолютное большинство взрослых разучилось делать, и именно книга может научить заново мечтать.
Легко притвориться, что никто ничего не может изменить, что мы живем в мире, где общество огромно, а личность меньше, чем ничто, атом в стене, зернышко на пшеничном поле. Но правда состоит в том, что личности меняют мир снова и снова, личности создают будущее, и они делают это, представляя, что вещи могут быть другими.
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был прост и мудр. «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, – сказал он, – читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были ещё умнее, читайте им ещё больше сказок». Он понимал ценность чтения и воображения.
«Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению», – писал английский философ, историк и политик Фрэнсис Бэкон.
«Я странно читаю, и чтение странно действует на меня. Что-нибудь давно перечитанное прочитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во всё, отчетливо понимаю и сам извлекаю умение создавать», – написал о чтении Федор Достоевский.
Хазиз Хавпачев