Ни один праздник в постсоветской России не приживается так тяжело, как День народного единства. При этом мало кто из числа его «отрицателей» не признает важность событий начала ноября 1612 года, когда польские интервенты, захватившие российский престол, были изгнаны из святая святых нашего Отечества – московского Кремля. Именно это важнейшее событие в истории Российского государства, ставшее кульминацией в преодолении тяжелых последствий междоусобицы периода «смутного времени», казалось бы, не должно вызывать каких-либо серьёзных возражений у большинства наших сограждан против учреждения нового праздника – Дня народного единства.
Но дело в том, что большинство россиян – родом из Советского Союза, и этому большинству психологически тяжело смириться с тем, что годовщина Октябрьской революции 1917 года, изменившей ход мировой истории, больше не отмечается как праздник. Вполне возможно, что со временем, Великий Октябрь, как праздник, ещё вернёт своё место в нашем календаре. А пока всё увереннее с каждым годом набирает свой «рейтинг» новый общефедеральный праздник россиян – День народного единства.
Он был учреждён Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №200-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “О днях воинской славы (победных днях) России”» и впервые отмечался 4 ноября 2005 года.
Новый праздник, как день воинской славы России, был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством нижегородского купца Кузьмы Минина и новгородского князя Дмитрия Пожарского освободило столицу от польских интервентов. Это событие ознаменовало окончание «смутного времени» – период со смерти в 1584 году царя Ивана IV (Грозного) и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых.
Это была эпоха глубокого кризиса Московского государства (сродни «лихим 90-ым» XX века), вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Кризис власти, начавшись как династический, превратился в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство и мздоимство поразили страну.
Многим современникам «смутного времени» казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого Московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» (невольная ассоциация с «семибанкирщиной» середины 1990-х) во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» – писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.
Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся 19 марта 1611 года в Москве антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре того же года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городском сходе он произнёс свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жён, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения третью часть своих доходов («третью деньгу»). Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения 20 процентов всех своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский, который не сразу принял предложение. Он согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. Таким «выборным человеком всею землею» стал Минин. Именно поэтому во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трёх тысяч казаков, более одной тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город (исторический район Москвы внутри Китай-городской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Кремля – Беклемишевской и Арсенальной) и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения Российского государства, а икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий России, — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над «смутным временем», торжеством национального единства.
* * *
Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги на краю Красной площади Москвы выстроил Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать как покровительницу дома Романовых, а по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за её помощь в освобождении России от поляков.
В церковный календарь этот день вошёл как Празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Получается, что День народного единства вовсе не новый праздник, а общенародные празднества с почти 350-летней историей.
Султан Умаров