Нальчик

Особенности национальной игры в мяч в зимний период

Российский кинорежиссёр Александр Рогожкин снял несколько фильмов на схожую тематику: «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки», «Особенности национальной политики»… Особняком стоит шедевр под названием «Особенности национальной охоты в зимний период».

Достоверной информации о том, будет ли продолжение, пока нет. Но почему бы не снять фильм о самой народной игре в том же формате – «Особенности национального футбола в зимний период»?
На прошлой неделе на пару дней оказался в Москве. Этот мегаполис в российском футбольном сообществе шутливо называют городом вундеркиндов. В высшем футбольном дивизионе России четверть всех команд представляют столицу. Среди арбитров доля москвичей ещё выше, а уж среди инспекторов и делегатов жителей Белокаменной больше половины.
Сразу три московских клуба ведут борьбу за чемпионский титул. И если уж довелось попасть в стольный град, то не сходить на футбол – это не комильфо. В настоящий момент я болею за три клуба: лондонский «Арсенал» (с него фанатеют двое из моих трех сыновей, а я поддерживаю семейные пристрастия), мадридский «Реал» (за него я болею из чувства противоречия, так как почти все мои друзья и хорошие знакомые – поклонники «Барселоны») и ЦСКА. Армейские пристрастия сложились в детстве, и это на всю жизнь.
Попасть на матч ЦСКА – «Тосно» не представляло никакого труда. Стадион в шаговой доступности, билеты в свободной продаже, цены «не кусаются». Но стадион не оборудован крышей, а «за бортом» существенный минус, сильный ветер, обильный снегопад.
Минусы перевесили плюсы, и я на стадион не пошёл. Тем самым получил подтверждение своих веских подозрений, что я не настоящий фанат. ЦСКА одержал уверенную победу. А самые ярые армейские фанаты традиционно с оголенными торсами поддерживали команду. Я бы так не смог. Не потому, что столько не смогу выпить…
Но есть вопросы к организациям, проводящим футбольные соревнования. Понятно, что футболисты и тренеры, арбитры и инспекторы получают достаточно солидные вознаграждения, чтобы, стиснув зубы, выполнять свои служебные обязанности, невзирая на снег и холод.
Но ведь их гонорары должны быть связаны с доходами клубов (то есть, с посещаемостью стадионов). То есть зритель должен нести двойные расходы – сначала купить билет, а потом дополнительно потратиться в аптеке. А ещё ему (зрителю) предстоят игры 10 декабря. Страна, готовящаяся к проведению футбольного чемпионата мира, наглядно демонстрирует «русский экстрим». Зачем?
Вообще переход на систему «осень – весна» был, по крайней мере, неоднозначным. Считалось, что это позволит синхронизировать соревнования с Европой. Но Швеция, имеющая сходный с нами климат, играет по системе «весна – осень». И «выносит» итальянцев в «стыковых» матчах. И Финляндия с Данией, хотя и входят в Евросоюз, имеют зимний перерыв между сезонами.
Казалось бы, где эти проблемы большого футбола, а где Нальчик? Но наш «Спартак» страдает не меньше (а может быть, даже больше), чем клубы премьер-лиги. Для бюджета команды самое страшное – непрофильные (а значит, не оптимальные) траты. А система «осень – весна» вынуждает их совершать.
По регламенту ПФЛ контракты с футболистами должны заключаться на полный сезон. Раньше можно было в целях оптимизации расходов в конце ноября распустить игроков, а ближе к марту следующего года собрать новую команду. Теперь же четыре долгих месяца у команды не будет официальных игр, но платить зарплату (и соответственно, все отчисления) придётся.
Есть угроза, что солидная часть бюджета клуба уйдет в никуда. Дороговато за умозрительную европейскую синхронизацию.
Виктор Шекемов