Нальчик

Праздник, который мы не отмечаем

Праздник учрежден 6 декабря 1996 года ИКАО (Международной организацией гражданской авиации ICAO – International Civil Aviation Organization – специализированным учреждением ООН, устанавливающим международные нормы гражданской авиации и координирующим её развитие с целью повышения безопасности и эффективности). ИКАО основана на положениях Чикагской конвенции 1944 года и существует с 1947 года. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада.

В состав организации, учредившей праздник – Международный день гражданской авиации, входит 191 государство. В их числе и Россия, которая является правопреемником СССР, вступившего в члены ИКАО 14 ноября 1970 года. Год спустя Советский Союз вошёл в состав главного управляющего органа организации – Совета ИКАО, а русский язык получил статус рабочего наравне с английским, французским и испанским.
ИКАО устанавливает международные правила и стандарты полетов, регулирует работу всех отраслевых организаций стран участников. Одной из её функций, к слову, является присвоение аэропортам мира четырёхбуквенных индивидуальных кодов, используемых для передачи информации. Код аэропорта Нальчика – URMN, где префикс «U» обозначает принадлежность к России.
В нашей стране международный праздник чтят, но не отмечают. У нас есть свой – российский День гражданской авиации, который празднуют 9 февраля. Именно в этот день, 95 лет назад (1923 г.) была открыта первая воздушная линия, соединившая Москву и Нижний Новгород. А спустя два десятилетия гражданская авиация «долетела» и до Нальчика.
Первый полет из нашего аэропорта, организованного на базе аэродрома ОСОАВИАХИМа, состоялся в 1945 году. Это были пассажирские рейсы, соединявшие Нальчик и Тырныауз.
Штат аэропорта (вместе с «авиакомпанией) тогда составлял 13 человек: три пилота, три авиатехника, два связиста, два сторожа, рабочий и уборщица. Материальная часть авиазвена (по-современному – авиакомпании) – три самолета ПО-2. К 1949-му к аэропорту было проведено электричество. До этого связь устанавливалась при помощи радиостанции, которая питалась от генератора с ручным приводом.
К началу 1950-х годов Нальчикский аэропорт осуществлял пассажирские рейсы в Ростов-на-Дону, Грозный, Минеральные Воды. Самолеты гражданской авиации начали использовать и в сельском хозяйстве КБАССР. Еще через 10 лет начались регулярные полёты из Нальчика в Москву, Элисту, Волгоград.
В наши дни аэропорт Нальчика носит приставку – международный, с пассажиропотоком более 200 тыс. человек (точная цифра 202 497 пассажиров за первые 10 месяцев этого года). В планах руководства аэропорта увеличить эту цифру до 300-350 тыс., что возможно лишь при решении вопроса о выносе аэропорта за пределы города и строительстве нового аэровокзального комплекса и взлетной полосы, оснащенной современными светосигнальными системами, которые позволят принимать воздушный транспорт при любой погоде.
Есть также намерения открыть новые маршруты в российские города и иностранные государства. В феврале наступающего года планируется запустить регулярные рейсы по направлению «Шарджа – Нальчик», «Нальчик – Шарджа», который будет осуществлять авиакомпания «Эйр Арабия».
Таира Мамедова