Нальчик

«Слушайте и слышьте!»

Однажды один мальчик, придя из школы, передал матери письмо от учителя. Мать, пробежав глазами по строкам письма, на вопрос сына, что там написано, впала в замешательство. Она не знала, что говорить, ведь её сын ходил в школу только неполных три месяца. Но взяв себя в руки, мать начала ему зачитывать: «Уважаемая госпожа Эдисон, ваш сын слишком умён для нашей школы и у нас нет преподавателей, способных его чему-то обучить. Просим вас самой заняться его обучением».
Таково было содержание письма, которое женщина со слезами на глазах зачитала сыну. Мать, будучи сама учительницей словесности, стала самостоятельно обучать сына. Он вырос и стал одним из самых известных и успешных изобретателей в мире. Это был Томас Альва Эдисон. Тот самый, который запатентовал около 4 тыс. изобретений.

Представим его состояние, когда он уже на закате жизни, перебирая свои бумаги, нашёл то самое письмо и прочитал его. Там было написано: «Уважаемая госпожа Эдисон, мы считаем, что ваш сын умственно отсталый, и потому предлагаем вам самим заняться его образованием».
Любовь матери и её обучение помогли мальчику стать одним из самых успешных людей своего времени.
В соответствии с резолюцией ООН каждый год 3 декабря отмечается Международный день людей с инвалидностью. В Москве и других крупных городах есть различные фонды, которые занимаются проблемами больных детей.
В нашем городе проблемой маленьких детей занимаются профессионалы с большим сердцем. Например, при специализированном Доме ребёнка открыта служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь в настоящее время проходят реабилитацию 15 малышей в возрасте от нескольких недель до четырёх лет. Родители привозят их в Дом ребёнка трижды в неделю. Там с ними в течение часа занимаются психолог и воспитатели. При наличии рекомендации врача, который наблюдает ребёнка, детям делают массаж, проводят другие процедуры. Но, главное, – это социальная адаптация маленьких пациентов, хотя в вопросах здоровья трудно определить, что есть главное, а что второстепенное.
Как рассказывает педагог-психолог службы Александр Водонаев, пациенты службы ранней помощи болеют ортопедическими, неврологическими заболеваниями. Их причиной может быть генетическая предрасположенность. Ещё одной – наиболее распространенной – причиной заболевания является стечение различных обстоятельств. Допустим, ребёнок простыл, его лечат, ему при ослабленной иммунной системе вводят сложную вакцину, что в дальнейшем вызывает у ребёнка проблемы с развитием, в итоге он остаётся инвалидом на всю жизнь.
На 100 процентов вылечить болезнь, перешедшую генетически, очень трудно, таких случаев единицы. Но вот компенсировать урон, нанесенный болезнью ребёнку, например, чтобы он мог спокойно находиться среди обычных, здоровых детей, – это задача специалистов. Для этого они сначала индивидуально занимаются с каждым ребёнком, а затем устраивают для малышей коллективные праздники.
Дети с ДЦП (детским церебральным параличом), задержкой психического развития, синдромом Дауна, задержкой психомоторного развития, аутисты – все они нуждаются в службе ранней помощи.
Александр Водонаев настоятельно советует общаться с ребёнком, слушать и слышать его. Почему то абсолютное большинство взрослых уверено, что у ребёнка не может быть своих проблем. Надо научиться отличать его подлинные желания, заботы и надежды от желаний, скопированных им от сверстников. Иначе ребёнок замкнется в себе, так и не научившись доверять родителям, которым вечно есть дела важнее «капризов» собственного чада. Во время приёма врач Водонаев учит родителей общению с детьми, понимать своего ребёнка, подсказывает, как с ним играть, как его учить. И не давать ему современные гаджеты, которые мешают его всестороннему развитию.
Заведующая службой ранней помощи Радима Эристова рассказала, что дети сюда попадают после прохождения медико-психолого-педагогической комиссии. Здесь в течение года они проходят полный курс социализации. Затем следует повторное обследование в той же комиссии, которая выясняет степень готовности маленького пациента посещать детсад.
Если родители всему этому своевременно не научатся и не помогут своему ребёнку в раннем детстве, то в последующем проблемы его развития будут расти, как снежный ком. Есть такое психологическое расстройство, как дислексия (неспособность к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению).
Я знал мальчика, который страдал этим недугом. Учителя в школе называли его тупым, одноклассники дразнили его и издевались над ним. Такие дети путают буквы, не могут запомнить правильное написание букв и слов. Например, когда мы произносим слово апельсин, у нас в мозгу возникает образ оранжевого сочного плода. А у людей, страдающих дислексией, нет этой ассоциации. Поэтому они не могут прочесть это слово и правильно написать его. Чтобы правильно читать и писать, необходимо уметь распознавать звуки, соответствующие буквам и словам. Это базовое требование для начинающих школьников, но дети, страдающие дислексией, не в состоянии этого сделать. В результате – роль изгоя и штамп тупого человека. Для сравнения попробуйте прочитать восточные иероглифы или свитки жрецов Древнего Египта. Вы растеряетесь и не будете знать, что делать и как справиться с задачей. То же самое чувствуют малыши, больные дислексией.
Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок стал успешным. Поэтому в своих мечтах видит в нём будущего министра, директора или даже президента огромного концерна. Но в погоне за хорошими школьными отметками, которые мы так хотим увидеть у своих детей, мало кто из взрослых задается вопросом, из-за чего ребёнок не может выучить уроки. А в маленьком мальчике (девочке) годами копятся насмешки сверстников, недовольство учителей, разочарование родителей. Со временем такой ребенок уже не желает признаться, что он не может всего этого. Он замыкается и говорит, что не хочет всё это делать.
Эти дети обучаемы, но надо знать, как их учить, и слышать их. У каждого из них свой темп обучаемости. Мало кому известно, что Альберт Эйнштейн, Агата Кристи, Леонардо да Винчи, Уолт Дисней страдали дислексией, но благодаря правильному обучению и заботе родителей они выучились и стали великими в самых разных областях человеческой деятельности.
Главное – нужно заботиться о детях. Имеется в виду не только одевание и кормление своего чада. Надо постоянно говорить ему, что его любят, что ему всегда помогут, если у него будут трудности, что у него всё получится. Редко бывает, что, отругав ребёнка, можно его исправить. Как правило, он становится таким, как его характеризуют. Как в известном мультфильме: «Как назовёшь корабль, так он и поплывёт».
Говорят, на Соломоновых островах, когда аборигенам нужны новые земельные участки под посевы, они не вырубают лес. Всё племя собирается на опушке леса, и все хором, громко, не стесняясь в выражениях, ругают деревья. И через несколько дней деревья начинают медленно увядать и в конечном итоге умирают.
Хазиз Хавпачев