Искусствоведы говорят, что с появлением первой фотографии, сделанной в начале XIX века, в мировом изобразительном искусстве реалистичные портреты, выполненные кистью, ушли на второй план. Однако интерес к своему изображению на холсте у людей никогда не пропадал. И до сих пор лучшим подарком человеку наряду с книгой в бумажном варианте остаётся его портрет – картина маслом. Потому труд героя нашей рубрики всегда востребован. Валерий Батович Гидов – художник-портретист. Он же заслуженный работник культуры КБР, Почётный гражданин города Терек.
Профессию Валерий Батович получил в Дагестанском художественном училище, окончил отделение живописи, дипломную работу защищал по портрету. Интересно само его поступление в училище. В тот год в Дагестанском художественном в виде эксперимента решили одного абитуриента сразу же зачислить на второй курс.
И этим «подопытным» оказался Валерий, поскольку он лучше всех прошёл вступительные экзамены. Тем более, что кое-какой опыт у Гидова уже имелся. Не считая страстного увлечения рисованием с детства, что характерно почти для любого художника, он три года во время солдатской службы в Советской группе войск в Германии служил художником-оформителем гарнизонного Дома офицеров.
Со службы он вернулся под большим впечатлением от экспонатов Дрезденской картинной галереи, среди которых увидел подлинники работ Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка.
После службы до поступления в художественное училище Валерий работал художником-оформителем на Нальчикском автотранспортном предприятии.
«Где родился, там и пригодился, – это про Гидова, – говорит Светлана Нефляшева, директор Дома истории города Терек, где Валерий Батович работает художником уже многие годы. – У него была возможность, и не одна, уехать в другие города и реализовать свой творческий потенциал более масштабно. Но он остался на своей малой родине, здесь творил и продолжает творить».
Сегодня, оставаясь приверженцем реалистического направления в искусстве, Валерий Батович, в основном, занят портретами, как правило, заказными. «Фотограф кистью» создал портреты практически всех политических деятелей Кабардино-Балкарии за последние 20 лет, спортсменов, видных деятелей культуры и образования. У него целая портретная галерея композиторов разных веков, а также простых сельских тружеников.
Наиболее интересными сам художник считает портреты доктора Анатолия Лиева, бизнесмена Тембулата Эркенова, работавшего на разных должностях, в частности главы Урванского района, министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарии, замминистра образования РФ Натальи Третьяк, министра спорта и науки КБР Асланбека Хуштова.
Главное в написании портрета – уловить характер человека, найти его отличительную черту. Это бывает сложно, особенно в случаях, когда художнику заказчик предоставляет всего лишь фото того, кто должен быть изображён на холсте. Но и в этих случаях Гидов старается, чтобы работа была не простым копированием. Потому всегда с готовой картины на нас смотрит человек со своим особым характером.
По словам художника, не бывает у него так, что человек меняется в течение работы. «Конечный результат работы рисуется в голове. И практически всегда, каким изначально представил, таким и получается портрет», – признаётся он.
Помимо портретов, мастер занимается созданием панно в технике интарсия, своеобразной деревянной мозаики, выполняемой исключительно вручную. Здесь Гидов часто обращается к нартскому эпосу и символам адыгской традиционной культуры. «Кисти» художника принадлежат эскизы памятника воинам, погибшим в Афганистане, а также малых архитектурных сооружений, установленных при въезде в город Терек. Он автор герба своего города, в художественном решении которого учтён «местный колорит» – грань алмаза, муртазовские тополя и река Терек.
Сегодня мастер слегка ностальгирует по советским временам: «Тогда, в советское время, после окончания учёбы был занят главным образом наглядной агитацией, что сейчас практически заменено наружной рекламой, – говорит он. – Жалко, что сегодня плакат, как вид изобразительного искусства, исчез. В любом уголке страны, на любом здании, на площадях, улицах, зданиях были интересно оформленные вывески. Плакат имел силу, доносил людям кратко и доступно сложные идеи».
И он, по-прежнему тяготея к академизму, приветствует любое творчество в любом направлении, приветствует красоту.
Марьяна Кочесокова