X Всероссийский технологический фестиваль «PROFEST», организованный Фондом Олега Дерипаски «Вольное дело» при поддержке Министерства образования и науки РФ и Агентства стратегических инициатив, проходил в Москве с 7 по
9 марта в ВДНХ на площади почти в два гектара. В нём участвовало 7500 человек в составе 1800 команд из 74 регионов России, а также из Казахстана, Узбекистана и Белоруссии. Самыми многочисленными оказались делегации из Москвы, Московской области и Краснодарского края, насчитывавшие 400, 300 и 230 человек, соответственно.
Для того чтобы занять II место в одной из самых престижных номинаций фестиваля, команде из Кабардино-Балкарии хватило и четырёх делегатов: непосредственных участников Кантемира Битокова, Озермеса Шикова и группы поддержки в лице педагогов гимназии №4 Нальчика Асият Балиевой и Залима Гятова.
Фестиваль «PROFEST» состоял из 22 соревнований по 137 направлениям. Команда из Нальчика выступала в соревнованиях «Vex IQ» по направлению «Challenge Ringmaster». По регламенту ребята должны были собрать робота, способного захватывать и манипулировать кольцами, устанавливая и снимая их со стоек испытательной зоны.
В процессе подготовки не обошлось без накладок: кольца для тренировок и испытания робота должен был прислать оргкомитет фестиваля. Однако участников оказалось много, на всех колец не хватило. Из положения помог выйти завхоз школы, который смастерил их из фанеры и линолеума. По итогам отборочного тура нальчане заняли третье место и уже в финале поднялись на ступень выше.
По словам участников фестиваля Кантемира и Озермеса, самое сложное было побороть волнение. В этом ребятам помогали педагоги. «Нашего робота хвалили все, – рассказывает учитель физики и наставник ребят Залим Гятов. – Он оказался маневреннее других, выполнял сложные манипуляции».
Относительно имени и сферы применения робота ребята ещё не определились, «виной» тому его многофункциональность. «Его можно применять и в строительстве, и в промышленности. А вообще робота можно менять и модифицировать бесконечно, что даст возможность расширить сферу его применения», – говорит Кантемир.
На данный момент в планах юных робототехников – освоение языка программирования, что позволит создать робота, выполняющего манипуляции самостоятельно в автономном режиме (без применения дистанционного управления).
Занятия по направлению робототехники в нальчикской гимназии №4 начали проводить ещё 2012 году. Первые базовые конструкторы «ТехноЛаб» (образовательный робототехнический модуль) были выписаны для развития моторики и социальных навыков слабослышащих детей. Сейчас попробовать свои силы в робототехнике могут все учащиеся гимназии.
По словам директора школы Риммы Нагоевой, успехи не заставили себя ждать, гимназисты регулярно пробуют свои силы во всевозможных профильных конкурсах. В «PROFEST» гимназисты принимают участие уже четвёртый год. Ранее им также удавалось занимать призовые места.
Таира Мамедова