Момент наступления астрологического нового года ежегодно смещается на несколько часов, что обусловлено несовпадением календарного года с движением Солнца. В этом году светило перешло из южного полушария в северное 20 марта. В 19:15 по московскому времени его лучи упали на Землю ровно перпендикулярно, уровняв тем самым день и ночь.
Многие народы, в том числе кабардинцы и балкарцы, в этот день праздновали наступление нового года. Он называется «новруз» (от перс. «новый день») в странах, много веков живших по персидскому календарю (Таджикистане, Казахстане, Узбекистане, Иране, Кыргыстане и т. д.), «холи» – в Индии, «великдень» – у славян, «сюмбун-но хи» – в Японии.
Его отмечают в Европе, Америке, Австралии, в каждом уголке северного полушария, ассоциируя праздник с приходом весны. Считалось, что в этот день природа просыпается от зимнего сна, ночь вместе с холодом отступают, а день увеличивается.
Для людей, живших земледелием, день весеннего равноденствия или «праздник новолетия» обладал особой значимостью. Его ждали с нетерпением и отмечали с помпой. Считалось (и ныне тоже), как новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому в этот день было принято очистить себя, свой дом, развести костёр (символизирующий очищение), приготовить вкусные угощения (как правило, круглой формы, символизирующие солнце).
Для людей, шагнувших в XXI век, праздник утратил свою утилитарность. Теперь это скорее дань уважения традициям предков, которую отдают не все, не везде и чисто символически. В адыгской культуре день весеннего равноденствия (мафIфщхьэтыхь) также предполагал богатую развлекательную программу и вкусные угощения. Главным блюдом праздничного стола была черная курица, которую приносили в жертву, дабы провозгласить победу света над тьмой.
Традиция эта ныне носит символичный характер. На рынке к этому дню и сейчас можно прикупить птицу нужной масти, но в гастрономическом мире, где правят балом ощипанные тушки бройлера, черная курица – настоящий дефицит. «Да и спрос на неё уже не тот, что лет 10-15 лет назад, – рассказывает продавец Фатима Н. – Раньше приходили даже городские жители. Сейчас покупателей мало. Даже в селах мало кто этот день отмечает. В моей семье такого праздника нет, хотя мои родители, родители моих родителей отмечали его ежегодно».
Традиция, зародившаяся до появления главных мировых религий, в мусульманском обществе не приветствуется. Хотя абсолютно точно можно сказать, что она давно утратила сакральную символику, став частью культуры и данью памяти предкам так же, как масленица у славян, или день всех святых на Западе. Небольшой блиц-опрос, проведенный редакцией нашей газеты, показал, что праздник «нового дня» стал уже «вчерашним».
Таира Мамедова
Аслан Т., 65 лет (педагог):
– Раньше мы отмечали этот день. Я покупал на рынке курицу. Мы с супругой ехали в село к родным. Это был семейный праздник, повод повидать близких. Но с тех пор, как супруги не стало, праздник этот для меня утратил смысл.
Марина Б., 43 года (офисный работник):
– Сейчас празднуем от случая к случаю. Но не как языческий праздник, а как национальную традицию, повод собраться всей семьей за одним столом.
Раиса Г., 64 года (домохозяйка):
– Раньше отмечали, но без фанатизма. Просто готовила вкусно домашнюю курицу для семьи, детей. Так делала моя мама, бабушка. Сейчас уже не готовлю. Возраст уже не тот. Дети разъехались. Не для кого.
Тимур П., 38 лет (частный предприниматель):
– Я знаю, что был такой праздник, но мы его никогда не отмечали. Родители мои тоже не придавали этому значения. И вообще я курицу не люблю. Вот если бы барашка предложили, я бы не отказался.
Алиса М., 20 лет (студентка):
– А его что, празднуют? Я никогда не слышала. Вряд ли кто-то делает это в городе. Возможно, в сёлах ещё сохранилось. Мы вообще не отмечаем религиозные праздники.