Нальчик

Алим Байсултанов

Лётчик-истребитель, гвардии капитан Алим Байсултанов совершил 277 боевых вылетов (из них 64 на штурмовку и 27 на разведку), участвуя в 45 воздушных боях, лично сбил 7 самолётов противника. На его счету также 13 вражеских самолётов, сбитых в групповых воздушных боях (совместно с товарищами), и ещё 2 уничтожил на земле. 23 октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Будущий Герой – первый из уроженцев Северного Кавказа, удостоенный этого высокого звания, – родился в 1919 году в селе Яникой, ныне Чегемского района Кабардино-Балкарии, в крестьянской семье. В 1937 году Алим окончил Нальчикское педагогическое училище, параллельно занимался в городском аэроклубе. В том же году он был призван на военную службу. В 1939 году в г. Ейске Краснодарского края окончил Военно-морское авиационное училище им. И.В. Сталина, как тогда называлось Ейское высшее военное авиационное ордена им. дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М. Комарова, закрытое 1 сентября 2011 года.
Поскольку училище в Ейске готовило лётчиков для морской авиации, новоиспечённый «военлёт» (военный лётчик) был направлен на Балтийский флот, где его и застала Великая Отечественная война. С первых дней войны Алим постоянно рвался в бой. На истребителе «И-16» (ласково именуемый за тихоходность по сравнению с вражескими «мессерами») он успешно сражался в период обороны Таллина, затем на полуострове Ханко и над ледовой трассой через Ладожское озеро.
Боевые друзья говорили о нём: «У нашего Алима храбрости на троих». Один из бывших руководителей обороны полуострова Ханко генерал-майор авиации Александр Кабанов писал в своей книге «На дальних подступах»:
«Наши лётчики не только уничтожали самолёты противника, они совершали налёты на его ближайшие аэродромы и артиллерийские батареи. То, что противник ни разу не бомбил наши корабли и места погрузки, я считаю результатом боевой активности маленькой ханковской авиационной группы. Умное и расчётливое руководство заместителя командира 13-го истребительного авиаполка, беззаветная отвага лётчиков Семёнова, Байсултанова, Лазукина, Цоколаева, Дмитриева, Голубева, Кузнецова и других сделали своё дело».
Однажды в лётную часть, где воевал Байсултанов, прибыл командующий авиацией Балтийского флота генерал-лейтенант авиации Михаил Самохин, который, к слову, участвовал в организации первых налётов советских бомбардировщиков на Берлин в начале августа 1941 года. Генерал показал командиру полка точку на карте и приказал отправить туда опытного лётчика. Цель задания: появиться над вражеским аэродромом перед самыми сумерками и сфотографировать стоянки самолётов. Выполнение этого задания было поручено Байсултанову.
Алим появился над вражеским аэродромом внезапно. Зенитчики немцев бросились было к своим орудиям, но тут же успокоились: советский самолёт выпустил шасси и стал покачивать крыльями. Этот знак немцы поняли так: истребитель добровольно сдаётся в плен. Сделав над аэродромом круг, он действительно пошёл на посадку. Но нежданный «гость», видимо, неправильно рассчитал глиссаду планирования и перемахнул посадочные знаки. Противник ракетами погнал его на второй круг. А Алиму только этого и нужно было. Он заложил крутой вираж и с малой высоты ещё раз сфотографировал все стоянки самолётов с одной стороны.
Имитируя ещё раз посадку, он опять перескочил знаки и таким же образом заснял остальные стоянки. Ещё мгновение – и «незадачливый» советский лётчик прибавил газу, выпустил несколько очередей по тем, кто приготовился его встречать, убрал шасси и был таков…
14 марта 1942 года группа советских летчиков под командование Алима Байсултанова провела памятный воздушный бой. В тот день во главе трёх пар истребителей Алим вылетел на линию фронта сменить патруль. «Сталинские соколы», как тогда называли наших лётчиков-истребилей, шли на высоте 3000 метров. Пара прикрытия, которую вёл летчик Владимир Дмитриев, шла на 1000 метров выше. Не прошло и пяти минут дежурства в воздухе, как из пункта наведения сообщили: «Большая группа «юнкерсов-87» под прикрытием истребителей подходит с юга. Высота две тысячи метров. Атакуйте! «Лаптёжники» впереди вас, ниже». Байсултанов вместе со своей группой ринулся в бой.
Над передним краем, т.е. линией фронта, развив высокую скорость при пикировании, наши «И-16» на встречном курсе атаковали «юнкерсов», которых было около 15-ти. Первого сбил сам Алим. Затем его ведомый Владимир Дмитриев выпустил по фашистским бомбардировщикам четыре РС-82 (82-ммиллиметровые неуправляемые реактивные снаряды».
Атака ошеломила не только бомбардировщиков, но и истребителей, их прикрывавших. Немцы беспорядочно начали сбрасывать бомбовый груз над своей территорией и торопливо разворачиваться на обратный курс. Эта суматоха позволила Байсултанову сбить ещё одного «юнкерса». Всего же в этом бою противник потерял четыре самолёта, а наши летчики получили лишь десяток пробоин.
Таких «урожайных» воздушных боёв у лётчиков 13-го истребительного авиационного полка, где воевал Алим, было немало. Поэтому их 13-й полк был переименован в 4-й гвардейско- истребительный авиационный полк. К июню 1942 года он стал заместителем командира эскадрильи.
Летом 1943 года Алим Байсултанов был отправлен в тыл для прохождения краткосрочных курсов командиров эскадрилий. К осени он вернулся в свой полк и продолжил воевать. В своей книге мемуаров «Балтийцы сражаются» адмирал Владимир Трибуц, командовавший во время войны Балтийским флотом, пишет: «Вспоминаю неоднократные доклады генерала С.И. Кабанова об одном из храбрейших наших летчиков-истребителей, защищавших небо над Ханко, Алиме Байсултанове, родом из Кабардино-Балкарии. Не было дня, чтобы Алим не поднимался в воздух, и не один раз, а дважды, трижды и более. Как бы трудно ни складывалась обстановка, Алим всегда выходил победителем».
28 октября 1943 года при сопровождении наших штурмовиков, которым предстояло нанести удар по вражеским объектам на острове Сескар в Финском заливе, завязался воздушный бой. Это был последний бой Алима Байсултанова, Героя Советского Союза, кавалера ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени, многих медалей.
На малой родине Героя – селе Яникой Чегемского района – Алиму Юсуфовичу Байсултанову установлен памятник, а в школе, где он учился, – бюст. Его имя носят средняя школа №19 и улицы в городе Нальчик и в селе Кёнделен Эльбрусского района. Мемориальная доска установлена в Нальчике и деревне Борки (ныне посёлок Лебяжье) Ломоносовского района Ленинградской области.