Нальчик

«Работать сообща и много»

Средняя общеобразовательная школа №15 городского округа Нальчик располагается в селении Белая Речка. В 1927 году, когда была открыта школа, здесь занимались всего 20 учеников, а преподавали всего двое учителей. В 1957 году, с возвращением балкарского народа на свою Родину, школа была преобразована в семилетнюю. Через четыре года она переехала в новое здание и получила статус средней общеобразовательной. Сегодня здесь учатся свыше 200 учеников, работают 19 учителей.

Важное достижение школы – стабильно высокое качество знаний учащихся за все последние годы. Её выпускники ежегодно успешно сдают ЕГЭ, ОГЭ и становятся студентами многих престижных учебных заведений страны.
Из выпускников прошлых поколений гордостью школы являются Борис Чабдаров, шесть лет проработавший председателем Президиума Верховного Совета КБАССР, Султан Бабаев, 16 лет возглавлявший МВД КБАССР, а также заслуженный лётчик-испытатель СССР Ибрагим Чабдаров, классик балкарской литературы, народный писатель КБАССР Берт Гуртуев, народный поэт КБР Ахмат Созаев, заслуженный деятель искусств КБР, поэт Салих Гуртуев и многие другие.
В школе №15 уже много лет внедряется программа здоровьесбережения. Здесь обязательны утренняя зарядка, физкультминутки, перемены с подвижными играми, дни здоровья; в рамках профилактико-просветительской деятельности проводятся беседы о вреде курения, употребления спиртного и наркотиков. А спортивно-массовые мероприятия проводятся в течение всего учебного года. В результате в этом учебном году, по сравнению с прошлым, снизилось количество пропущенных учениками уроков по болезни.
Воспитательная система школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную и гуманную. Приоритетными в дополнительном образовании здесь остаются духовно-нравственное, военно-патриотическое, трудовое и экологическое воспитание.
С 2016 года школа сотрудничает с городским Центром эстетического воспитания детей им. Казаноко Жабаги, детско-юношеским шахматным клубом «Ладья», муниципальными детско-юношескими спортивными школами и Домом культуры своего села. В этом образовательном учреждении работают кружки по «золотому шитью», национальным и современным танцам, по художественной обработке древесины и металла, фольклорный ансамбль, а также спортивные секции.
Фольклорный ансамбль школы в прошлом году стал лауреатом Кабардино-Балкарского республиканского теле-радио-фестиваля «Салам алейкум!» Ребята заняли 3-е место и в городском военно-патриотическом конкурсе «Споёмте, друзья!», приняли активное участие в мероприятиях, посвященных 100-летию со дня рождения Кайсына Кулиева.
Работы учеников кружка по художественной обработке древесины и металла, которыми руководит народный мастер Хамзат Бачиев, на выставке городского округа Нальчик были удостоены дипломов I и III степени.
О проблемах, с которыми сталкиваются педагоги современной общеобразовательной системы, рассказывает директор 15-й школы Анжела Бачиева:
– Школа всегда должна шагать в ногу со временем, не довольствоваться достигнутым. А это значит, что нужно определить свои цели, поставить перед собой задачи, работать сообща и много, чтобы помочь ребёнку познать мир и человека.
Нужно принимать во внимание и тот факт, что наше образовательное учреждение – это сельская школа. И сегодня перед сельской школой крупным планом встает демографическая проблема, связанная с тем, что молодые люди, успешно окончившие школу, уезжают на учёбу в высшие и средние специальные учебные заведения и в дальнейшем пытаются найти работу и остаться на постоянное место жительства там же. Разрушение инфраструктуры села в 1990-е годы создало проблему трудоустройства на селе и, как следствие, привело к непрестижности выбора сельскохозяйственных профессий, оттока не просто талантливой и одаренной молодёжи, но и будущих родителей наших будущих учеников.
Педагогический коллектив школы – профессионально подготовленный, компетентный – стремится дать каждому учащемуся качественное образование, удовлетворить его познавательные интересы, максимально развить имеющиеся способности и склонности.
На современном этапе развития общества все образовательные учреждения, в том числе и наша школа, заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ. Для достижения этой цели в школе разработана программа развития школы на 2015-2020 годы. Планирование, распределение функций и зон ответственности, контроль поэтапного осуществления направлений программы, постоянный анализ хода выполнения запланированного, положительных и отрицательных процессов, причин, их обусловивших, своевременная корректировка выполнения программы обеспечат управление реализацией программы развития и достижения поставленных целей.
Не хочу приукрашивать реальную ситуацию и умалчивать о проблемах, которые есть. Самоустранение некоторых родителей от воспитания своих детей, перекладывание проблем воспитания на школу негативно влияет на уровень воспитанности и качество знаний учащихся. Проблемы с родителями мы решаем совместными усилиями классных руководителей с учителями-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом.
Современную систему обучения, бесспорно, нельзя назвать совершенной. В ней остается много крупных и мелких недостатков, над которыми предстоит поработать. К примеру, это отсутствие синхронизации знаний по предметам, в результате чего ученикам трудно построить в сознании целостную картину мира. К проблемам также можно отнести ограниченное количество бюджетных мест в вузах, нивелирование значимости золотой медали, что снижает мотивацию к учёбе.
Имеет место и чрезмерная загруженность детей, в результате чего они теряют интерес к учёбе, не имеют свободного времени для хобби, полноценного общения с родителями, сверстниками. Среди минусов можно отметить: чтобы сдать Единый государственный экзамен, обучение заменяется тренировкой тестов, а сами тесты ЕГЭ недостаточно продуманы. На мой взгляд, это несовершенная система оценивания, которая не позволяет выявить все сильные и слабые стороны ученика и требует доработки, а увеличение часов на самостоятельное изучение предмета и переход к дистанционным формам обучения снижает качество образования.
Недочёты в разработках современных образовательных реформ можно перечислять долго. Но мы, педагоги и родители, должны запомнить одно: в любых условиях важно не только дать образование ребёнку, но и вырастить его как высокоморальную волевую личность, которая направит свои знания и умения на то, чтобы сделать этот мир лучше!
Да, образование во всех странах, в том числе и в современной России имеет свои недостатки. Но есть и положительные аспекты. Это различные варианты школьной подготовки, введение новых методов контроля над оценками (единый школьный журнал или электронный дневник), возможность для учителей и учеников стажироваться или обмениваться опытом за границей.
Обновление содержания образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного, расширит образовательно-воспитательное пространство школы, которое будет способствовать наиболее полному раскрытию индивидуальных возможностей учащихся и педагогов, а в конечном итоге – повышению рейтинга и привлекательности школы в социуме.
Подготовила Анна Сереброва