Нальчик

«Гореть» перед учениками, «болеть» своим предметом

«Учитель года-2018» и обладатель «Хрустального пеликана», учитель информатики школы №9 Нальчика Олег Кочетов будет представлять Кабардино-Балкарию на федеральном этапе педагогической «олимпиады». В преддверии установочного семинара всероссийского конкурса Олег Викторович рассказывает о себе и планах на будущее:

– Образование я получил на математическом факультете КБГУ, который окончил со степенью магистра. Уже на производственной практике в университете понял, что преподавать, рассказывать о своем любимом деле – это то, что мне нравится. Тогда и решил для себя, что хочу стать учителем. Сразу после вуза пришёл в 9-ю школу и начал преподавать информатику. Самое интересное, до моего прихода в этой школе изучение информатики начиналось только с 7-го класса. А мне дали 5-е, 6-е и 7-е классы, то есть и у детей, и у меня урок информатики прошёл впервые.
– А как начиналась ваша «карьера» в школе?
– Когда писал эссе на городском этапе конкурса «Учитель года», я вспоминал свой первый урок, первую запись в классном журнале, впечатления и, конечно, своих учеников.
– Кто был для вас примером для подражания, кумиром в качестве преподавателя?
– Главный пример для меня – мои родители. Они у меня учителя. Мама преподает мировую художественную культуру и искусство, а отец – музыку. Так что, я с раннего возраста в этой профессии. Воочию видел, как мама готовится к урокам. Поэтому мне было не так сложно начинать свою педагогическую деятельность. Благодаря родителям я и стал учителем. И не потому, что мне навязали эту идею, а потому, что я видел их как учителей со стороны. Ну, а решение стать учителем принял уже самостоятельно.
– Как получилось, что у родителей, преподающих творческие дисциплины, ребёнок заинтересовался информатикой?
– Ещё когда я только пошёл в музыкальную школу в 9 или 10 лет, сказал: «Мама, это не моё!». Причём старший брат получил музыкальное образование и продолжил заниматься музыкой, а я уже во втором классе школы понял, что это не моё. Да и к тому же так получилось, что у меня очень рано появился персональный компьютер с Pentium-I, и я увлёкся, просто загорелся компьютерной техникой.
– Есть ли у вас свой подход к ученикам?
– Во-первых, когда я пришёл в школу, мне было всего 22 года, а тут выпускники уже 18-летние. Я разговаривал с ними практически на равных. Во-вторых, мне помогает то, что до начала своей профессиональной деятельности я занимался актёрским мастерством, участвовал в спектаклях. Этот опыт помог мне самому раскрепоститься и найти подход к детям.
Сейчас мы занимаемся внеурочно с учениками сценическим мастерством, играем в КВН. И сами уроки у нас проходят не так уныло, какими могут показаться занятия информатикой. Я стараюсь открыть своим ученикам душу и доступным, простым языком рассказать о предмете. Да и сама подача материала у меня интерактивная и достаточно яркая.
– А как справляетесь с дисциплиной? Не возникает проблем из-за небольшой разницы в возрасте с учениками?
– Сейчас мне уже 30, а ученикам – 15-16, поэтому нет. А вот первые годы было сложно. Особенно, когда мне дали 10-й и 11-й классы на второй год профессиональной деятельности. Но я справился с этим. Сейчас ученики меня уважают, у нас полное взаимопонимание. Со мной разговаривают как с учителем, но в то же время считают своим другом.
– Почему вы решили участвовать в конкурсе «Учитель года»?
– Мне не впервой участвовать в конкурсах. В студенческие годы это был «Super студент», где я занял первое место. Он был для меня первым серьезным конкурсом. Тогда понял, что могу участвовать в подобных профессиональных состязаниях, не бояться. Как только пришёл работать в школу, сразу принял участие в конкурсе молодых специалистов «Учитель года. Открытие» и стал лауреатом. Но это было поспешным решением – ещё хотя бы год надо было поработать, набраться опыта. На тот момент я ещё не совсем осознавал, какими качествами необходимо обладать педагогу и в какой стилистике работать. И вот, спустя семь лет, мне выпала возможность снова участвовать в конкурсе «Учитель года». Коллеги поддержали.
– Теперь уверенности в своих силах стало больше?
– Страшновато, не буду скрывать, хотя уверенность в своих возможностях есть. Федеральный уровень все же отличается от муниципальных и региональных этапов. Через несколько дней улетаю на семинары по подготовке к конкурсу. Пока там будет только одно задание – эссе. Затем уже посмотрю, понаблюдаю, что от меня требуется, что от меня будут ожидать и какую тактику нужно будет выбрать. Пока в голове держу кое-какие наработки. Да и, к тому же, наверняка, буду опираться на сочинение, которое писал на региональном этапе, а также на свой опыт – профессиональный и жизненный.
– Что было самым сложным, а что самым легким на уже пройденных этапах конкурса?
– Самым сложным для меня был мастер-класс. Эссе ты пишешь для себя, урок ведешь для детей, проект разрабатываешь с коллегами. А вот мастер-класс… Я никогда не передавал свой опыт взрослым педагогам, это было впервые. И учитывая ещё то, что я намного младше некоторых конкурсантов, было немного дискомфортно в этой ситуации. Возможно, поэтому мастер-класс у меня получился наименее удачным по сравнению с результатами выполнения других условий конкурса. А самым простым было, конечно, задание, связанное с интернет-сайтом. Во-первых, я всё же учитель информатики. А во-вторых, сайт был создан ещё четыре года назад, мне просто нужно было его немного доработать для конкурса.
– Какова была конкуренция на муниципальном и региональном этапах?
– Меня всегда пугали тем, что конкурс сам по себе предполагает конкуренцию, обиды. И стало сюрпризом, что ни на одном из пройденных этапов этого не было. Например, когда мы создавали образовательный проект совместно с другими учителями, то скооперировались, вместе думали и делали. Между нами сложились полное взаимопонимание и взаимоотдача. И даже теперь, когда конкурс в республике завершён, и я стал победителем, мы с коллегами продолжаем общаться, созваниваемся, все желают мне удачи. Все так тепло относились друг к другу и ко мне в том числе, видимо, поэтому я не почувствовал никакого дискомфорта во время этих конкурсных этапов.
– Ваша цель как наставника?
– Работая уже семь лет в школе, я понял, что с учениками нужно разговаривать так, как будто это твой друг, с которым ты хочешь поделиться чем-то интересным. Например, если мы посмотрим в кинотеатре чудесный фильм и захотим поделиться впечатлениями со своими друзьями, у нас же у самих будут гореть глаза. Вот и перед учениками нужно точно так же «гореть» и, конечно, «болеть» своим предметом.
Валерия Кузнецова