Нальчик

Никто не сетовал, что встреча затянулась

7-го сентября актовый зал Кабардино-Балкарского колледжа «Строитель» стал дискуссионной площадкой в рамках акций солидарности в борьбе с терроризмом. В числе участников диспута были мусульманские и православные священнослужители, сотрудники правоохранительных органов, представители Местной администрации г.о. Нальчик. Аудиторию составили около ста учащихся колледжа.

Встреча началась с демонстрации 15-минутного видеоролика, рассказывающего о том, как в соцсетях происходит вербовка молодых парней и девушек для отправки в Сирию воевать на стороне террористов. По роду деятельности я регулярно просматриваю подобный контент, но этого ролика не видел. Сделан он качественно и полностью привязан к местным реалиям. Признаюсь честно, меня он «зацепил».
Юные зрители тоже с интересом смотрели на экран. Очень сильна была концовка. После всех интервью, аргументов, объяснений на экране появились титры. Сначала шло перечисление, какие сроки заключения можно получить за вербовку в сети, за участие в бандформированиях. А заканчивалось всё фразой: «Уголовное преследование за данные преступления начинается с 14 лет».
Советник профильного отдела Министерства по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей КБР Марат Мукожев дал молодым людям несколько практических советов: «Не делайте ничего необдуманно. Какой-то материал с неоднозначными призывами вы репостите, а потом оказывается, что вы стали соучастником. Вы этого хотели, «активничая» с соцсетях?»
Затем выступили представители духовенства, силовых органов. В итоге встреча, планировавшаяся продолжительностью в один час, затянулась надолго. При этом было понятно, что учащиеся готовы сидеть на дискуссионной площадке потому, что им интересно, а не из-за того, что не хочется идти на обычные учебные занятия.
Одна из представительниц педагогического коллектива посетовала, что актовый зал слишком мал, чтобы вместить всех желающих. Гости заверили, что готовы приходить на подобные встречи не реже одного раза в две недели, чтобы охватить всех контингент учащихся. «Протокол о намерениях» был принят сторонами к сведению.
Единственно, что смущало, отсутствие вопросов с мест, хотя ведущая настойчиво предлагала быть активнее. Известно, что если в результате беседы у вашего оппонента нет вопросов, то возможны три причины: или ему тема неинтересна, или он всё знает, или просто стесняется. Ведущая диспута выразила мнение, что отсутствие вопросов – это показатель того, что ребята всё поняли. Если это так, то можно только порадоваться.
Виктор Шекемов

Прямая речь

Алим Сижажев, заместитель председателя Духовного управления мусульман КБР:
– Мне приходится часто встречаться с молодыми людьми, проводить беседы. Я обязательно оставляю контакты для обратной связи. И вот какой случай со мной произошёл. После одной из встреч я вернулся домой, и мне написал один из молодых ребят. Вопрос, который он задал, был очень жестким: «Мои родители категорически возражают против того, чтобы я молился. Я решил уйти из дома. Я прав?»
Я попытался донести до него свои мысли. Это очень трудно сделать в режиме переписки. Когда говоришь с человеком «глаза в глаза», легче добиться нужного контакта. Мы переписывались несколько часов. Практически на каждый мой довод он приводил категорический, отрицательный ответ.
Под утро, когда я почти разуверился в положительном результате беседы, свыше мне пришло озарение. Пришёл вопрос, который нужно было задать. Звучал он так: «Если ты уйдешь из дома, то твои отец и мать возненавидят твою религию. Ты готов, чтобы твои самые близкие сделали такой выбор?»
Оказалось, что этот вопрос, точнее поиск ответа на него, помог моему собеседнику. Недавно мы вновь контактировали с ним. Узел успешно развязался. И сын не ушел из дому, и родители стали терпимее относиться к его выбору. Будьте добрее друг к другу.
Константин Осипов, священник, руководитель отдела образования Пятигорской и Черкесской епархии по КБР:
– Скажите, сколько великих полководцев вы можете назвать? Уверен, что Александром Македонским и Юлием Цезарем список и ограничится. Потому что военные люди несли разрушение. А грандиозные строительные объекты? Пизанская башня, египетские пирамиды… Люди не имели ни современных строительных материалов, ни мощной строительной техники, а какие чудесные сооружения возводили. В шов невозможно просунуть даже лезвие бритвы. Пусть даже имена этих строителей и архитекторов не остались в истории, но это прекрасные объекты.
Мы с вами коллеги. Вы учитесь строительному ремеслу, у меня отец – строитель. Давайте же все усилия посвятим возведению на Земле и в душе прекрасного. И главное, не будьте безразличными. Даже у плохого человека есть какая-то мотивация. А безразличные, извините, как поросенок лежит в грязи…
Помните знаменитую притчу о пастушке, который любил кричать «Волки!» Помните, чем всё закончилось? Люди не поверили и не пришли на помощь. Сейчас ситуация повторяется. Крики «Террор!» несутся со всех сторон. Если мы будем думать, что моя хата с краю, то не оберемся беды. Когда придет апокалипсис, мы должны быть вместе. И добро победит.
Люберд Кармов, представитель МВД России по КБР по вопросам противодействия экстремизму:
– Был в республике период, когда выстрелы звучали каждый день. Сейчас ситуация выравнивается. И вы, молодые люди, тоже меняетесь. У вас уже есть своё мнение. Если к вам на улице подойдёт кто-то со своими речами, вы сможете удержать его на дистанции. Вы уже научились говорить «нет» подобным деятелям. И это хорошо. Верю, что вы сможете правильно построить свою жизнь.
Заудин Суншев, директор Кабардино-Балкарского колледжа «Строитель»:
– Удивительное дело: наши учащиеся постоянно обращаются к нам, не профессионалам по этой проблематике, со своими вопросами. А как увиделись с профессионалами, так сразу «застеснялись». Я думаю, вопрос можно решить. У нас есть ящик для анонимных вопросов. Если мы действительно будем встречаться один или два раза в месяц, то к следующему заседанию соберём подборку наиболее часто встречающихся вопросов.